ТАТ РУС ENG

Хисамова Дина (Казань) Образ Габдуллы Тукая в монументальной скульптуре Татарстана

rnrn

rn

rn
Памятник Г.Тукаю в Казани

rn

rn

rn rn

rn

rnОбраз великого народного поэта Тукая стал неисчерпаемым источником rnвдохновения для создания произведений искусства во всех его видах и rnжанрах. Среди них — скульптурные образы, запечатленные в дереве, камне, rnбронзе, металле, керамике. Особую страницу представляет образ Габдуллы rnТукая в монументальной пластике.
rnМонументальная скульптура в Татарстане получила свое особенное развитиеrnв послереволюционную эпоху, в рамках плана монументальной пропаганды. Вrnэто время в Казани уже была сформирована профессиональная основа для rnразвития монументальных видов искусства на базе Казанской художественнойrnшколы (1). В рамках учебного процесса каждый факультет проводил rnконкурсы. Так, одним из заданий дип-ломного проекта скульптурного rnфакультета на 1921-1922 учебный год было выдвинуто создание rn«монумента-бюста (или в рост) татарскому поэту Тукаеву» (2). Заданные rnпроекты имели под собой вполне реальную почву, так как были подкреплены rnзаинтересованностью в их реализации государственных органов — Татбюро rnИстпарта, Татсовнаркома. Проекты монументов и сооружений, rnразрабатывавшиеся студентами, имели определенную привязку к конкретному rnместу в городе, что придавало весомость и значимость работам (3). Голод,rnразруха в стране надолго отодвинули осуществление памятника народному rnпоэту для Казани.
rnВ 1930-е годы впервые в татарской скульптуре в творчестве первого rnнационального татарского скульптора Садри Ахуна появляется замысел rnсоздания монументального памятника Г. Тукаю. Скульптор работает над rnпортретом Г. Тукая, а также над эскизами и моделью памятника поэту для rnКазани. Еще в 1939 году в отчетном докладе правления Татарского rnотделения Союза советских архитекторов было заявлено о предстоящих rnконкурсах скульптурных сооружений в Казани — памятниках В. И. Ленину и rnГ. Тукаю (4). Несмотря на начавшуюся Великую Отечественную войну, rnхудожники продолжали работать над различными вариантами проектов (5). rnДля общественности Казани было делом чести возведение монумента, rnпосвященного великой личности, имевшей колоссальное значение для rnдуховной культуры не только татар, но всего тюркского мира, — народному rnпоэту, гордости нации. Поэтому с такой настойчивостью этот вопрос rnподнимался на протяжении всех этих десятилетий.
rnВ 1946 году, во время проведения юбилейных торжеств, к 60-летию поэта (вrnего рамках была организована первая научная конференция), был объявлен rnконкурс на создание в изобразительном искусстве произведений, rnпосвященных Габдулле Тукаю. С. Ахун продолжил работы по выполнению rnэскизов и рабочей модели памятника в соавторстве с архитектором П. Т. rnСперанским (6).
rnВ эскизе памятника запечатлен поэт, сидящий с книгой в руках на уступе rnскалы. Одной рукой облокотившись о камень, другой рукой поэт держит rnкнигу. Вся посадка фигуры, поджатые ноги, взгляд, устремленный на rnстраницу книги говорят о сосредоточенности, состоянии вдохновения. Ветерrnвздымает полы сюртука, край воротника, играет складками. Это придает rnкомпозиции иллюзию движения, воздуха, живого наполнения среды. Автором rnбыл создан по-настоящему романтический образ молодого поэта и передан rnхарактер эпохи. Этот вариант остался неосуществленным. Позднее автор rnпришел к другому его решению.
rnМалоизвестной страницей в истории создания памятника Габдулле Тукаю rnявляется деятельное вмешательство в его судьбу известного советского rnписателя Александра Фадеева. В 1952 году, из-за отсутствия rnфинансирования проекта, отчаявшись добиться выполнения решения, rnпринятого на правительственном уровне, скульптор С. С. Ахун обращается rnза помощью к своему авторитетному и влиятельному другу, занимавшему rnтогда пост Генерального секретаря Союза советских писателей (7).
rnВмешательство А. А Фадеева дало новый импульс в деле сооружения rnпамятника. В феврале 1953 года состоялось заседание Художественного rnсовета, который рекомендовал проект к дальнейшей работе с учетом rnзамечаний: «найти такое решение, в котором была бы выражена связь с rnнародом; взгляд должен быть направлен на зрителя; в передаче пальто rnвыявить национальный характер этой одежды» (8). В 1954 году к работе, rnкроме С. С. Ахуна, привлекаются также скульпторы Л. Е. Кербель и Л. М. rnПисаревский, архитектором проекта становится Л. Н. Павлов (9).
rnОсновной идеей памятника Габдулле Тукаю было создание образа одного из rnсамых ярких «деятелей предреволюционной России, народного поэта, широко rnизвестного и любимого трудящимися Татарии, который по праву считается rnосновоположником новой, демократической поэзии татарского народа» (10). rnРабота над проектом свидетельствовала о выдающемся успехе авторов — это rnбыл первый памятник в Татарстане, сооружаемый народному поэту, rnвыражавший национальную духовность и наполненный национальным rnсодержанием. В обосновании проекта, направленного министру культуры СССРrnГ. Ф. Александрову, начальником Главного управления изобразительных rnискусств А. Козиатко дается высокая оценка работе авторского коллектива:rn«В скульптуре-портрете, в композиция всей фигуры наметился образ rnчеловека передового мировоззрения, одаренного ярким талантом. В rnзначительнои мере авторам удалось передать внутреннюю убежденность rnхарактера Тукая, силу и красоту народного поэта-гражданина и борца. rnЭнергичный поворот головы, волевой жест рук, сжимающих книгу, придают rnэмоциональность и жизненность всему образу… Большая работа была rnпроделана по проекту постамента. Авторы искали такое решение, которое rnпомогло бы созданию образа национального поэта и сочеталось с rnархитектурой города. Строгие четкие архитектурные формы хорошо rnувязываются с образом народного поэта. Введение декоративных элементов —rnбронзового орнаментального пояса, построенного на основе национальных rnмотивов, скосы по углам цокольной части, дающие мягкие переходы от rnвертикального восьмигранника к стилобату, — обогащают архитектуру rnпостамента, придают ей индивидуальное своеобразие» (11).
rn10 августа 1958 года состоялось торжественное открытие памятника rnГабдулле Тукаю, который долгое время ждали казанцы. Памятник прекрасно rnувязан с пространством, читается с любой точки и расстояния. Простота и rnстрогость силуэта фигуры и постамента созвучна лиризму и камерности, rnсвежему и искреннему прочтению образа (2, 3). Памятник Габдулле Тукаю rnстал первым монументом, посвященным национальному герою, выполненным в rnистинно национальном духе. Сама скульптура композиционно удачно rnскомпонована. Бронзовая фигура возвышается на соразмерном ей постаменте rnиз черного лабрадорита, украшенного татарским орнаментом. В rnархитектонике сооружения (восьмигранник на четверике с усеченными rnуглами) прослеживается прямая архитектурная традиция булгарского rnградостроительства (6, 20-21). Скульпторам в этом образе удалось rnпоказать поэта во всем его величии и простоте: облик его спокоен и rnстрог. Образ Тукая очень конкретен, но авторам удалось применить здесь rnту меру обобщения, которая придает памятнику характер национального rnсимвола.
rnУстановка подобного памятника в то время была не только данью уважения иrnлюбви народа к своему поэту, но и болыной победой национальной школы rnскульптуры в Татарстане. Этот факт говорил о том, что в среде татарских rnскульпторов созрели мастера, способные решать высокохудожественные rnзадачи.
rnСадри Ахун работал над образом поэта почти тридцать лет. Позднее, в rn1960-е годы, им был установлен еще один памятник-бюст Габдулле Тукаю в rnАльметьевске. Эта скульптура была одним из первых монументальных rnсооружений в городе.
rnНад образом Габдуллы Тукая в скульптуре работал в те же годы и казанскийrnскульптор Иван Новоселов. Наиболее выразительным является бюст Г. rnТукая, вылитый в бронзе. Портрет поэта создан в реали-стической манере, вrnкоторой присутствует характерная для времени повествовательность и rnописательность, подробность черт. В то же время в этом портрете rnнамечается более углубленная психологическая характеристика героя — rnтенденция, которая стала определяющей в пластике в последующее rnдесятилетие (12). И. А. Новоселовым в 1950-е годы был также создан rnпамятник-бюст для Кырлая — духовной родины поэта, ставший первым rnпамятником Тукаю, установленным в районах республики (13).
rnОгромный пласт своего творчества посвятил образу Тукая основоположник rnтатарского изобразительного искусства Баки Урманче (6, 8). Работа над rnего образом началась для скульптора еще в Ташкенте, но нашла свое мощноеrnи зримое воплощение в Казани. Мраморный бюст поэта, законченный в 1959 rnгоду, стал тем образом, в котором широкий зритель увидел полное rnсоответствие своему представлению о поэте (3, 163). Композиционно rnскульптура строится на высвобождении фигуры из толщи четырехугольного rnмассива мрамора. Этот прием символизирует идею слитности, органической rnсвязи с породившей его средой и почвой. Движение мысли поэта достигаетсяrnпластическими средствами — спокойной сосредоточенности лица автор rnпротивопоставляет чуткость и нервность пальцев. Динамизму образа вторит иrnвнешний прием обработки мрамора. Скульптором применяются различные rnинструменты в работе над поверхностью различных частей произведения, rnкоторые выявляют декоративные особенности камня. Боковые стороны имеют rnнеровную, бугристую фактуру; поверхность одежды обработана в виде более rnмелких упорядоченных сколов, а лицо и руки классически заглажены.
rnВ образном решении портрета в полной мере проявилась многозначность rnпсихологического облика поэта через глубокое погружение в мир rnсобственных раздумий. Взгляд устремлен вглубь себя; горестная складка rnпридает лицу мужественность и оттенок скорби. В этом портрете художник rnвоплотил всю трагичность образа поэта и его всеобъемлющий талант.
rnДругим предстает перед нами Габдулла Тукай на памятнике из бетона, rnсозданном Баки Урманче под названием «Возвращение Тукая» и установленогоrnперед фасадом музея поэта в Кырлае в 1976 году (14).rnСидящая фигура изображает поэта в лучшую пору его вдохновенного rnкырлаевского периода, куда он возвращался в своих думах как к самому rnсветлому и счастливому периоду своей короткой жизни. Во всем облике rnТукая сквозит спокойствие и отдохновение. При взгляде на скульптуру rnсоздается ощущение, что поэт лишь ненадолго присел на скамью, чтобы rnоглянуться вокруг, увидеть любимые места — лес, дом дяди Сагди, в rnкотором маленькому Тукаю было привольно жить. Это ощущение усиливаетея rnэффектом брошенного рядом на скамейку пальто. В скульптуре органично rnсосуществуют движение в строе фигуры, во взгляде, устремленном вдаль, и rnпокой, умиротворение, исходящее от внутреннего состояния героя, rnнаходящегоея в прекрасном мире детских грез. Главная идея памятника rnвыражена и в его названии, символизирующем нерасторжимость великого rnпоэта с родной землей, своим народом. В этом образе автору удалось rnсоздать образ Габдуллы Тукая в зените своего таланта и творчества.
rnПамятник Тукаю в Кырлае явилется органической частью rnархитектурно-скульптурного ансамбля мемориального музея поэта, rnсоздававшегося к 90-летию Габдуллы Тукая. Создаваемый комплекс (в rnсоавторстве с художником А. Загировым) должен был своей rnобразно-художественной силой адекватно выражать и величие Тукая, и rnзначимость этого уникального уголка национальной культуры (15).
rnВ основу замысла Урманче легла идея слияния в единый органический образ rnприродного окружения, архитектуры и пластики, включающий статую самого rnпоэта и скульптурные изображения героев его произведений. rnЧетырехметровые фигуры Шурале, вырезанные из причудливо изогнутых rnстволов деревьев, расположены среди зелени парка (5, 282). В главном rnсооружении мемориального центра — новом здании музея, в архитектуре rnкоторого художнику удалось с удивительной цельностью соединить традиции rnдеревянного народного зодчества с приемами современного дизайнерского rnискусства, проявилась зрелость архитектурно-пространственного мышления rnУрманче (3, 186-187).
rnВ совершенно ином ключе решена композиция Ильдара Ханова «Древо поэзии»,rnустановленная автором в год 100-летия Тукая в Кырлае. Лишенная rnнациональной атрибутики, находящаяся в композиционных канонах древнего rnмотива, скульптура решена художником в обобщенно символической rnтрактовке, выраженной в условной форме. Композиция основана на rnвыразительности центрального силуэта — фигуры юноши под кроной rnсказочного «шуралинского» леса. Автор создал «аллегорический образ юношиrn— поэта, который вышел корнями из родной земли и мыслями устремлен в rnрадужное небо» (4, 62). В этой аллегории, еозданной rnскульптором-новатором, заключен символ величия духовности, его rnнеразрывности с родиной и своим народом.
rnТукаевская тема в монументальнои пластике Татарстана отражает основные rnтенденции, характерные для развития отечественного искусства скульптуры,rnпредставленные его эволюцией от реалистически-описательной трактовки rnобраза до символико-аллегорической. Таким образом, эта тема раскрывает rnэтапыrnстановления и развития монументальнои скульптуры Татарстана.
rn

rn

rnПРИМЕЧАНИЯ
rn1    КХШ была преобразована в Казанские свободные художественные мастерские (АРХУМАС) в 1918-1920-е годы.
rn2    НАРТ, ф. 143, оп. 1, ед. хр. 38, л. 3-4.
rn3    В конкурсном задании говорилось о том, что «при разработке каждого rnиз означенных заданий необходимо учесть: 1) размер площади, на которой rnпредполагаетея воздвигнуть монумент; 2) ее воздушный и световой объем…rnМодели бюстов или фигур должны быть в масштабе от 1/2 до 1 натуральной rnвеличины. Площади для установки монументов должны быть назначены или rnизбраны в соответствии с работой «Бюро планировки и благоустройства г. rnКазани» и должны иметь историческую или идеологическую связь с данным rnместом» // НАРТ. ф. 1431, оп. 1, ед.хр. 38, л.4.
rn4    «К 1940 году Союз намечает провести всесоюзный конкурс на проект rnпамятника В. И. Ленину перед зданием Казанского университета. Памятник rnдолжен отражать образ Ленина в его студенческие годы, в начале его rnреволюционной деятельности. Второй конкурс намечаетея провести на проектrnпамятника великому татарскому поэту Тукаю. К конкурсу предположено rnпривлечь архитекторов и скульпторов не только Татарии, но и Башкирии и rnдругих братских республик, где особенно популярно творчество великого rnтатарского поэта» // НАРТ, ф. 746, оп. 1, ед. хр. 23, л. 8-10.
rn5    Среди основных мероприятий, проведенных в 1941 году Татарским rnотделением ССА, значатся: «1) проведение конкурса на проект rnмонументального скульптурно-архитектурного памятника героям rnотечественной войны в г. Казани; 2) объединение всей rnнаучно-исследовательской работы в Казани вrnобласти национальной татарской архитектуры путем организации секции rnтеории и истории архитектуры. В этом направлении целый ряд членов Союза rnуже ведет самостоятельнуюrnработу: памятник народному поэту Габдулле Тукаю проектируют И. Г. rnГайнутдинов (проект памятника-мавзолея), а также архитектор Р. М. rnМуртазин и скульптор С. С. Ахун (проект и модель)» // НАРТ, Ф. 746, оп. rn1, ед. хр. 10, л.127; там же, ед. хр. 29, л. 9.
rn6    РГАЛИ, ф. 2329, оп. 5, ед. хр. 97, л. 5, 15.
rn7    Дружба С. С. Ахуна и А. А. Фадеева завязалась в Казани еще в 1942 rnгоду, когда знаменитый писатель приезжал сюда по линии Союза писателей иrnостанавливалея в доме Садри Ахуна. Об этом свидетельствует переписка rnмежду писателем и скульптором, в которой они делятея друг с другом rnтворческимиrnпланами и воспоминаниями об их встречах // РГАЛИ: ф. 631rnоп. 15, ед. хр. 641, л. 40; ф. 631, оп. 5, ед. хр. 642, л. 17; Ф. 1628rnоп. 3, ед. хр. 93, л. 5 -8.
rn8    РГАЛИ, ф. 2329, оп. 5, ед. хр. 97, л. 22, 23, 26.
rn9     РГАЛИ, ф.2329, оп. 5, ед. хр. 97, л. 27.
rn10  РГАЛИ, ф. 2329, оп. 5, ед. хр. 97, л. 31-33.
rn11    РГАЛИ, ф. 2329, оп. 5, ед. хр. 97, л. 31-33.
rn12    Портрет Г. Тукая работы И. А. Новоселова экспонировался на rnвыставке изобразительного искусства Татарии в рамках Декады литературы иrnискусства в Москве (1, 23).
rn13    Стенограмма выступления Председателя Татарскогоrnотделения ССХ X. А.Якупова по итогам Декадной выставкиrnизобразительного искусства Татарии в Москве // НАРТ, ф.rn7064, оп. 1, ед. хр. 65, л. 24-25.
rn14    В 2006 году, в год празднования 120-летия поэта, памятник был отлит в бронзе и установлен на том же месте.
rn15    Решения о создании специального мемориального центра Габдуллы Тукая были приняты в 1974-1975 годах, аrnоткрытие комплекса состоялось 25 апреля 1979 года.rn
rn

rn

rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Валеева Д. К.  Памятник Тукаю в Казани:  буклет Д. К. Валеева. — Казань: Татар. кн. из-во, 1968.
rn2.    Габдулла Тукай в творчестве Баки Урманче: альбом сост. Ф. В. Ахметова-Урманче. — Казань: Татар. кн. изд-во – 2007.
rn3.    Древо жизни Ильдара Ханова: альбом / сост.: Ермакова Д., СултановаrnР.; автор вступительной статьи Р. Султанова. — Казань: Татар. кн. rnизд-во, 1999.
rn4.    Духовный мир Баки Урманче. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2005.
rn5.    Изобразительное искусство Советского Татарстана. Каталог rnпроизведений / Автор-составитель Н. В.Черкасова. — М., 1957. — С. 23.
rn6.    Кривошеева Т. Н. Особенности развития скульптуры Татарстана rn(Истоки, становление, продолжение традиций): автореф. дис. … канд. rnискусствоведения. —  М., 2010.
rn7.    Новицкий А. И. Баки Урманче. — Казань: Татар. кн. изд-во, 1994.

rn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

Комментарий язарга


*