Хайретдинова Эльмира Монировна – учитель русского языка и литературы и индивидуальной работы. ГБС(К)ОУ «Елабужская школа-интернат I, II вида»
Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха (РРС) и формированию произносительной стороны речи (ФПСР) проводятся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I, II вида. Эти занятия направлены на развитие слухового восприятия учащихся (восприятие, опознавание, распознавание, различение слов, фраз, текстов), а также формирование произношения учащихся, что включает в себя постановку, коррекцию, автоматизацию, дифференциацию звуков. В рамках слова, фразы ведется работа над всеми сторонами произношения – над дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, над словесным и логическим ударением, орфоэпией, темпом речи и интонацией.
Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе
Тема: Текст «Габдулла Тукай – великий татарский поэт». Работа над произношением на основе текста.
Цель:
1. Восприятие слов, фраз, предложений и незнакомого текста на слух.
2. Работа над слитностью произношения, над словесным и логическим ударением. Работа над дифференциацией звуков к-х на основе текста.
3. Воспитание интереса к чтению произведений татарских писателей.
Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к сказкам, книги, компьютер
— Какой сейчас урок?
— Спроси меня, что мы будем делать? (Мы будем слушать, отвечать на вопросы, говорить).
I. Повторение.
1. Работа над речевым дыханием. (слайд)
— Когда говоришь, дыши правильно.
а_о_у_и_э_ы
а о у и э ы
— Скажи протяжно на одном выдохе.
— Скажи кратко.
— Составь краткое предложение со словом дети.
— Составь длинное предложение.
— Ты умеешь составлять короткие и длинные предложения.
2. Тема «Разговорно-обиходная речь». (слайд)
Предъявление предложений на слух, работа над правильным дыханием.
— Послушай и повтори. Дыши правильно.
Я умыва’юсь пе’ред сном.// У’тром я де’лаю заря’дку,/ умыва’юсь,/ причё’сываюсь,/ убира’юсь.// Одева’юсь/ и иду в шко’лу. //
— Ты все слышал. Ты правильно дышал.
3. Тема «Учёба».
РРС. Фразы на развитие слухового восприятия.
— В каком классе ты учишься?
— Сколько сегодня уроков?
— Какой урок первый?
— Какой урок последний?
— Сколько уроков по расписанию завтра?
— Правильно отвечал на вопросы, короткие предложения говорил слитно.
II. Работа на новым материалом.
Работа с текстом «Габдулла Тукай – великий татарский поэт». Восприятие текста на слух.
— Сегодня будем читать текст о Габдулле Тукае. Посмотри, это портрет
Г. Тукая. Слушай внимательно. Правильно говори звуки к-х.
Текст «Габдулла Тукай – великий татарский поэт».
Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он родился 26 (двадцать шестого) апреля 1886 (одна тысяча восемьсот восемьдесят шестом) году в деревне Кушлауч. В четыре года он стал сиротой, и его воспитывали чужие люди. Габдулла с детства любил читать стихи и сам рано начал писать стихи на родном языке. Габдулла Тукай написал много произведений для детей. Его сказки «Шурале», «Водяная», «Коза и баран» знают многие, а его стихи «Ребёнок и бабочка», «Кошка-озорница», «Забавный ученик», «Родной язык» ребята учат наизусть.
Габдулла Тукай умер в двадцать семь лет. В городе Казани есть памятник Г.Тукаю.
— Что ты услышал?
2. Пересказывание услышанного.
— О ком этот текст?
3. Восприятие текста слухо-зрительно целиком и по фразам.
— Послушай ещё раз.
— Перед тобой книги Г. Тукая – это сказки и стихи. Эти книги написаны для детей. Они все с рисунками. Давай посмотрим.
4. Работа над словарём.
— В тексте есть трудные слова, которые я подчеркнула. Посмотри на экран.
Поэт – человек, который пишет стихи;
Великий татарский поэт – известный поэт, его все знают;
Стал сиротой – остался без родителей;
Воспитывали – растили, смотрели, ухаживали;
На родном языке – для Тукая родной язык – это татарский.
Кушлауч- название деревни.
5. Постановка ударения.
— Я читала, ты слушал.
— Сейчас будем читать вместе. Поставь в предложениях ударение.
Гадулла с детства любил читать стихи и сам рано начал писать стихи на родном языке. Габдулла Тукай написал много произведений для детей.
III. Закрепление.
1. Восприятие вопросов на слух.
— Кто такой Г.Тукай?
— Где родился Тукай?
— Кто воспитывал Габдуллу?
— Какие сказки написал Тукай?
2. Продолжи предложения. Восприятие слухо-зрительно.
Габдулла с детства любил читать стихи и сам рано начал писать …
Тукай написал много произведений …
3. Распознавание предложений из текста на слух. (Фразы даются на слух, затем слухо-зрительно, затем на слух).
— Повтори.
Габдулла Тукай — великий татарский поэт.
Он родился в деревне Кушлауч.
В четыре года стал сиротой, его воспитывали чужие люди.
4. Восприятие фраз на слух о творчестве Г. Тукая.
— Какие сказки и стихи Габдуллы Тукая ты знаешь?
— Какая сказка тебе нравится?
— Ты хорошо работал сегодня, а сейчас мы с тобой посмотрим мультфильм «Ребёнок и бабочка» по стихотворению Габдуллы Тукая.
IV. Итог.
— Ты внимательно слушал, правильно отвечал на вопросы, правильно говорил короткие и длинные предложения, говорил с правильным ударением. Хорошо говорил звуки к-х. Понял текст и верно отвечал на вопросы. Чтобы хорошо знать Тукая, надо читать его стихи и сказки. Я советую, взять в библиотеке сказку Габдуллы Тукая «Водяная».
— Спроси меня, как я говорил? (Ты говорил хорошо.)
— Ты доволен? (Я доволен.)
— Попрощайся. (До свидания.)
www.gabdullatukay.ru