Ахмадуллина Фирдания Илгизаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Старочурилинская СОШ» Арского муниципального района Татарстана
(Урок-праздник в 5 классе)
Тема: «В гостях у Тукая»
Цель: Ознакомить учащихся с русским языком обучения с избранными произведениями великого татарского поэта Габдуллы Тукая и привить к его творчеству; выработка выразительного чтения стихотворения Тукая «Кончил дело – гуляй смело»; развитие логического мышления и творческого воображения учащихся.
Материал:
1. Тукай Г. «Избранные произведения»
2. Хаким С. «Тукай»
3. Багаутдинов Д. «Музей Тукая в Казани»
4. Магдиев М. «Габдулла Тукай»
5. Антонов Б. «Литературно-мемориальный музей Габдуллы Тукая»
Оборудование:
1. Картина Казакова Х. «Маленький Апуш»
2. Фрагмент из балета «Шурале»
3. Картина «Памятник Тукаю у входа в музей», скульптор Урманче Б.
4. Таблица для словарной работы
5. Картина «В Кырлаевском лесу», художник Аминов Ф.
6. Иллюстрации учащихся к произведениям Тукая
7. Картина скульптуры Зяблицева Г. «Былтыр и Шурале»
Ход урока
I. Слово учителя о Тукае.
Если говорить о писателях, которые мало прожив, успели много сделать, то одним из них, несомненно, является наш земляк, великий татарский поэт Габдулла Тукай. Он умер, когда ему было всего 27 лет. Родился Тукай 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч, что расположено в Арском районе. Когда мальчику было 3,5 года, умер отец. А в 6 лет он остался круглым сиротой. После смерти матери он жил в деревне Училе, у деда Зиннатуллы. Стоило кому-нибудь приехать в Училе, дедушка говорил ему, что отдают на воспитание мальчика-сироту. В июне 1892 года усыновил шестилетнего Тукая крестьянин Сагди из деревни Кырлай. По дороге Сагди сказал мальчику: «Вот приедем… тебя встретит …, у нас много хлеба и катыка».
Яркой иллюстрацией этому служит картина художника Казакова Х. «Маленький Апуш».
II. Беседа по картине:
– кого вы видите на картине?
(мальчика, сидящего на нарах; в одной руке у него ломоть хлеба, в другой – деревянная ложка. Перед ним миска с картошкой и катыком).
– каким изобразил художник маленького Апуша?
(В широко раскрытых глазах мальчика искрится радость, удивление и в то же время недоверие, что все это наяву, а не во сне).
Осенью 1892 года Габдуллу повели в медресе, и, всю зиму он одолевал первый свой учебник «Иман шарты» – букварь арабского языка.
III. Словарная работа.
А теперь, ребята, запишем в тетрадях слова, которые встретятся вам по ходу урока.
Джигит – отважный юноша, удалец. Ичиги – кожаные сапожки на мягкой подошве. Калфак – вышитый бисером женский головной убор. Медресе – мусульманское духовное учебное заведение.
IV. Быт татарского народа.
Чтобы лучше понять то, о чем и о ком пишет Габдулла Тукай, познакомимся с бытом татарского народа.
Перед вами, ребята, уголок, воссоздающий интерьер татарской избы: на стене – домотканые полотенца, счетки, на столе шкатулка с женскими украшениями, самовар.
Мальчик и девочка собираются в медресе, на них – национальная одежда (лапти, тюбетейка – на мальчике, на девочке – ичиги и калфак).
V. Работа над выразительным чтением стихотворения. «Кончил дело – гуляй смело».
– прослушивание стихотворения учителем;
– чтение по ролям;
– в каких словах выражена идея стихотворения? (в названии стихотворения «Кончил дело – гуляй смело»).
VI. Работа над сказкой Тукая «Шурале».
«Народ велик, он могуч, он страстен, он музыкален, он писатель, он поэт», – говорит Тукай о народе.
Если идти по следам творческих исканий, то клубок выведет нас к их истоку – народному творчеству.
В Кырлае он начал учиться, в Кырлае познал он и крестьянский труд: ходил с приемными родителями на жатву и сенокос. Сидя с пастухами у костра, маленький Тукай слышал сказки о проделках Водяной и Шурале. По мотивам народных сказок он сотворил собственные сказки.
Созданные Г. Тукаем на основе татарского фольклора поэмы, сказки «Шурале», «Водяная», «Сказка о козе и баране» и другие подняли татарскую поэзию на новую ступень. Эти произведения стали жемчужинами татарской литературы и вдохновляли впоследствии композиторов, художников, скульпторов на создание музыкальных произведений, симфоний, песен, живописных полотен, скульптур.
У входа в музей Тукая в Кырлае посетителей встречает скульптура Тукая (скульптор Баки Урманче). А замечательный татарский композитор Фарит Яруллин написал музыку к балету «Шурале» (включается фрагмент из балета «Шурале» и под тревожную музыку демонстрируется выход Шурале).
а) инсценирование отрывка 5-ой главы сказки (автор, джигит-дровосек, Шурале).
б) ответы на вопросы:
– каким представлен Шурале? Аргументируйте свой ответ примерами из сказки.
(бессердечным, глупым, злопамятным, хвастливым. «Я тебя защекочу»)
– обратите внимание на скульптуру Зяблицева «Былтыр и Шурале». Каким изобразил скульптор Шурале?
(страшным, злым, умоляющим, жалким).
– каким был джигит?
(храбрым, находчивым, трудолюбивым).
– «Плачет, мечется бедняга, ноет, воет, сам: не свой», – пишет автор о Шурале. Вызвал ли сострадание вашей душе?
– Смогли ли юные актеры передать содержание сказки?
– Есть ли в русских сказках такой герой, как Шурале?
(Леший)
– чем они похожи? (живут в дремучем лесу).
VII. Работа над сказкой «Водяная».
1. Пересказ содержании сказки.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята вы получили домашнее задание: изобразить следующий отрывок.
Тихо на мостки всхожу я, выйдя из листвы густой,
Что это? Забыла ведьма чудный гребень золотой!
Оглянулся: пусто, глухо на реке, на берегу.
Гребень – хвать и прямо к дому опрометью я бегу.
Понятие о пантомиме.
То, что вы показали, называется пантомимой.
(Пантомима – мимическое представление без слов).
– в каких строках заключается смысл произведения?
(Вспоминая стук зловещий, я сгораю от стыда.
И чужие трогать вещи перестал я навсегда).
– какой герой является прототипом Водяной в русских сказках?
(Русалка).
VIII. Презентация иллюстраций к произведениям Г. Тукая.
Наша ученица нарисовала иллюстрации к произведениям поэта. Дадим ей слово.
IX. Кукольное представление стихотворения Г.Тукая «Забавный ученик».
– какова идея стихотворения? (Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!)
– какой вывод напрашивается после просмотра кукольного представления? (Нужно к делу приучаться с малых лет).
X. Г.Тукай как переводчик.
В творчестве Тукая значительное место занимают переводы. Он переводил только то, что близко ему по духу. Тукай стремился приобщить свой народ к поэзии А.С.Пушкина, переводя его стихи на родной язык. Например, в 1907 году перевел стихотворение «Узник», для детей перевел сказку «Золотой петушок». Благодаря Тукаю, татары приняли имя Пушкина, любимого поэтом, ещё до того, как познакомились с русским языком.
XI. Подведение итога.
– Чему учат произведения Габдуллы Тукая?
(честности, трудолюбию, находчивости, смелости, решительности).
Спеши к Тукаю молодое поколение,
Укрась цветами стройный пьедестал!
«Родной язык», его стихотворение.
Его завет – народным гимном стал.
Ребята, и завершим мы урок, посвященный творчеству великого татарского поэта Габдуллы Тукая, песней «Родной язык».
www.gabdullatukay.ru