Разак АБУЗЯРОВ
Наш город по праву считают поэтической родиной Тукая. В его судьбе Уральск сыграл исключительную роль. Без Уральска, оставаясь в Кырлае, Тукай едва ли состоялся бы как Поэт, не говоря уже – как поэт евразийского масштаба, выразитель идей народов евразийского пространства, которые стали особенно актуальны в наше время.
А все начиналось с русской школы, с учителя этой школы Ахметши Серазетдинова, а также с медресе “Мутыйгия”, с Мутыгуллы хазрата Тухватуллина…
“Художественный мир Габдуллы Тукая, представляющий собой синтез традиций Востока и Запада, формировался в контекстетюрко-татарской, арабо-персидской, евразийско-русской культур и литератур, общественно-философской и литературно-мистической мысли” (Д. М. Абдуллина). Таковы истоки, которые помогали Тукаю создавать поэтические жемчужины на родном языке.
Все это стало хорошей школой формирования философских взглядов и поэтического мастерства Тукая. Живя в многонациональном Уральске, обучаясь в русской школе, работая наборщиком в русской типографии, читая русских классиков в библиотеках города, Тукай формироался как евразийский поэт. И в разработке религиозных мотивов, молитвенной любви Тукай многому учился у великих русских поэтов.
Компьютерные исследования поэзии Тукая, проведенные под руководством профессора Ф. С. Сафиуллиной, показали, что евразийская лексика преобладает в произведениях уральского периода, когда он вместе с М. Тухватуллиным выпускал газету “Фикер” (“Мысль”) и журналы “Уклар” (“Стрелы”), “Новый Век”. В своих стихах, статьях он отражал события 1905-1907 годов в Уральске, России, за рубежом, а также картину мира исламского ренессанса…
Уральск свято хранит память “о великом своем гражданине”. Какие же места следует прежде всего посетить и осмотреть любителю поэзии Тукая?
Казанский бульвар был самым толерантным культурными, духовным, торговым центром для татар, казахов, русских Уральска. Здесьна старотатарский бахар выходила окнами гостиница “Казань”, в которой Габдулла Тукай написал свои лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд: “Шурале”, “Пара лошадей” и другие.
В этой гостинице еще в 1906 году проводили собрания, посвященные открытию татарского учительского института, собирала деньги на его организацию. Хозяин гостиницы выделил под институт ее первый этаж. Но пришла реакция 1907 года, и инициативу пресекли.
Напротив гостиницы, в зале Коммерческого клуба, прошел первый в Уральске литературно-музыкальный вечер на татарском языке, о котором Тукай писал в своем стихотворении:
Прекрасен бесконечно этот вечер,
Он в памяти моей пребудет вечен.
Отсюда, через татарский базар, где звучала татарская, казахская, русская речь, Татарская слобода выходила к Казанской церкви и Казанской площади. На этой площаде собирались на свои сходы казаки: русские, ногай-казаки, калмыки-казаки. Здесь они решали самые разные вопросы уральского казачьего войска.
Рядом с Казанской площадью стоял гостиный двор с караван-сараем. Это напоминает о большом караванном пути из Северной КЕвропы в Среднюю Азию и дальше в Индию и Китай.
Другой стороной Казанский бульвар выходит к Красной мечети, имамом которой был Мутыгулла Тухматуллин. С приедом его Красная мечеть и находящееся при ней медресе “Мутыйгия” создали основу для исламского ренессанса, организации издания газет журналов, и татарских книг, стали центром толерантности, формирования межнационального и межконфессионального согласия.
Эта мечеть, многие годы стоявшая полуразрушенной, ныне почти полностью восстановлена благодаря щедрой спонсорской помощи Р. Хайруллина.
Все 10 лет работы центра Тукая мы бьемся за создание музей поэта. Наконец, по решению президентов Татарстана и Казахстана Аким области выделил квартиры жильцам дома Тухватуллиных, а Татнефтегеофизика по просьбе М. Ш. Шаймиева профинансировала реставрацию дома . Р. У. Хайруллин, котормоу поручили реставрацию, взял на себяоформление музея. Концепцию музей разработал автор этих строк. Идея паритетного евразийства – главная в этой концепции.
Постараемся показать ее в экспозиции музея начиная с первого дня приезда Апуша (9-летнего Тукая) в Уральск и конча отъездом его в сентябре 1907 года в Казань. Покажем, опираясь на национальные, общетюркские, исламские истоки, раскрывая влияние мысли и поэзии Востока, а также великих русских поэтов и писателей