Урок литературного чтения на родном (русском) языке в 3 классе.
Тема: Поэтические произведения о весне. Г. Тукай «Слово к зиме»
Цель: познакомить учащихся со стихотворением татарского поэта о переходе одного времени года в другое.
Задачи:
— содействовать развитию навыка грамотного чтения,
— формированию умения выражать своё отношение к прочитанному;
— развитию воображения;
Осваиваемые УУД:
Личностные: сформированность чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордости за них, осознание этнической принадлежности;
мотивация к целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные: умение принять и сохранить познавательную цель;
умение оценить причину успеха/неуспеха с позиции понимания границ своих возможностей;
Познавательные УУД: умение найти информацию в тексте, изложенную в явном виде; умение использовать знания, соответствующие требованиям программы, для выдвижения гипотез или критической оценки текста;
Коммуникативные УУД: умение свободно строить речевые конструкции в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Предметные УУД: читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника и позволяющем понять прочитанное; использовать в речи литературоведческие понятия.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные: научатся принимать и сохранять познавательную цель;
научатся оценивать причину успеха/неуспеха с позиции понимания границ своих возможностей;
Познавательные: научатся находить информацию в тексте, изложенную в явном виде; использовать знания, соответствующие требованиям программы, для выдвижения гипотез или критической оценки текста;
Коммуникативные УУД: научатся свободно строить речевые конструкции в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Предметные УУД: научатся читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям третьеклассника, использовать в речи литературоведческие понятия;
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, изобразительное искусство
Ресурсы:
Основные : Текст стихотворения
Дополнительные: мультимедийный проектор, репродукции картины А.К.Саврасова «Оттепель»( «Ранняя весна»), аудиозапись А.Вивальди «Времена года .Весна», тематические иллюстрации.
Организация пространства (форма работы): фронтальная, дифференцированная, парная, групповая
Ход урока.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности .
Глаза смотрят и видят
Уши слушают и слышат
Сначала думаю, потом говорю.
Помню, что в классе я не один.
Умею слушать мнение других.
(Ученики читают с доски)
— Ребята, давайте , поговорим о красоте.
— Как вы думаете, что такое красота и что мы можем назвать красивым? Обсудите в паре.(Ученики обсуждают. Примерные ответы: одежда, дом, машина, цветы, человек, природа,…)
— Вы назвали природу. Какими словами можете описать красоту природы? Работая в паре, опишите времена года, называя их главные признаки. (Ученики работают в паре)
II. Открытие новых знаний.
1.Работа до чтения текста.
— Ребята, послушайте загадку и по признакам отгадайте, о каком времени года говорится?
Кончилось время Снега и льда. Берег реки Затопляет вода.
День удлиняется, Ночь убывает. Как это время, Скажи, называют?
(Весна)
— Да ,красивое время весна! Не зря о ней так много произведений. Сегодня на уроке мы с вами будем читать об этом прекрасном времени года.
— А чему мы научимся на уроке?( Выразительно и правильно читать, слушать, следить, отвечать на вопросы)
— Да ребята, вы правильно определили цель урока. А ещё мы познакомимся с новым произведением известного поэта, будем исследовать, какие поэтические приёмы использовал автор в этом стихотворении.
(Открываю портрет поэта.)
— Вы узнали этого поэта? Кто знает, как его зовут?
— Да, ребята, это великий татарский поэт Габдулла Тукай. А почему великий?
(Ответы детей)
— Что вы знаете о поэте? (Ответы детей)
— Детство Г. Тукая было очень тяжелым. Он рано лишился родителей и долгое время скитался по родным людям. Любопытный от природы, мальчик подмечал все самое интересное и необычной, запоминал услышанные сказки и легенды. Став взрослым, Г.Тукай начал сочинять стихи, сказки. Он много учился, знакомился с древней восточной литературой, с лучшими произведениями русских поэтов и писателей. У него много произведений. А сегодня мы будем изучать стихотворение «Слово к зиме».
— Ребята, наша тема поэтические произведения о весне, но в названии стихотворения почему- то упоминается зима. Как вы думаете, о чем же говорится в стихотворении? Какая картина больше подходит к стихотворению? (затруднение)
— Выбирайте, пожалуйста, картину и положите перед собой.
— Это моё любимое стихотворение, я вам его прочитаю наизусть, а вы внимательно послушайте и попробуйте представить картину. Ну и наши предположения проверим.
-Декламирую.
Слово к зиме (Пер. А.Ахматовой)
Сгинь, мороз белобородый! Видишь, прямо с горки той Катится весна-царица к нам в коляске золотой!
Торопись исчезнуть, старый, убегай же поскорей! Не видать тебе пощады от владычицы полей.
У царицы нет оружья, но зато её полки Пестрокрылы, и несметны, и летучи: мотыльки!
— Какое настроение в этом стихотворении? Почему вы так считаете? Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение?
— Ребята, мы правильно предполагали? Кто является главными героями стихотворения?
— А картинки наши правильно выбраны? Они подходят для оформления стихотворения?
— Вот у нас большая книга. В ней стихи и сказки Г.Тукая. Давайте откроем первую страницу.
— В книге использованы вот такие иллюстрации. (Показываю книгу, ставлю на выставку) В этой книге мы найдём загадку, которую я вам загадала. Это тоже произведение Г.Тукая.
2. Работа с текстом во время чтения
-На ваших партах лежат зелёные листочки с этим прекрасным стихотворением, возьмите и прочитайте произведение.
— О чём это стихотворение? (О борьбе Зимы и Весны.)
— Какими нам представляются зима и весна?
— Что делает их «живыми»?
— Как называется этот литературный приём? (олицетворение) Давайте прочитаем ,что оно означает. Олицетворение – это когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами. (Читаем с доски о приёме.)
— А как вы, думаете, на чьей стороне автор? (Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)
— Назовите главных героев стихотворения. (Весна и мороз белобородый)
— Кого автор называет морозом белобородым?
— Как автор относится к зиме? Прочитайте, как автор обращается к зиме?
— Как понимаете слово сгинь?
— Замените это слово синонимом.( Уйди, отвали, отстань, исчезни, вон отсюда)
— А почему автор использовал слово сгинь? Можем ли эти глаголы использовать по отношению к нашим одноклассникам и близким людям? Почему? (Ответы детей)
— Как автор называет весну? (Весна-царица)
— О какой золотой коляске говорит автор?(Это солнце.)
— Читаем вторую строфу.
— Как понимаете слово владычица?(богородица, хозяйка, царица, повелительница, властительница)
— Кого он называет владычицей полей?
— Объясните слово несметный. (многочисленный, бесчисленный, бессчетный) Проверка по словарю С. И. Ожегова
— Кто защищает Царицу? (Мотыльки)
Работа над выразительностью.
— Какой интонацией читаем первую строфу ? (Требовательно, строго.)
— Какую интонацию выбрать для второй строфы? (Угрожающую. И спокойным голосом прочитаем последнюю строчку.)
— Как вы думаете, к какому месяцу зимы обращается поэт? (Февраль)
— Назовите месяц который автор назвал владычицей полей? (Март)
— Ребята, давайте, ещё раз выразительно прочитаем стихотворение и попробуем представить, один день марта.(Читает ученик)
-Ещё раз читаем в парах. Оцените работу своего соседа. Покажите оценки смайликами.
3. Работа с текстом после чтения.
— Именно этот день изображен на картине А.К.Саврасова «Оттепель». А еще эту картину называют «Ранняя весна» (Открываю картину.)
— Ребята, назовите по порядку весенние месяцы.(Март, апрель, май)
— А вы не поинтересовались этимологией этих слов? Как появились эти названия? (Выступают подготовленные ученики)
Зимобор, протальник, сухый, березозол (март) — с этого месяца начинали год египтяне, евреи, мавры, персы, древние греки и римляне. Имя март дано этому месяцу римлянами в честь бога войны Марса. К нам оно занесено из Византии.
Коренные славяно-русские названия этого месяца в старину на Руси были разные: на севере он назывался сухый или сухий от весенней теплоты, осушающей всякую влагу, на юге — березозол, от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться сладким соком и пускает почки. Зимобор — побеждающий зиму, открывающий дорогу весне и лету, протальник — в этом месяце начинает таять снег, появляются проталины, капель. Еще нередко месяц март носит название «пролетного», так как им начинается весна, предвестница лета, и вместе со следующими за ним месяцами — апрелем и маем — составляет так называемое «пролетье».
Апрель — Брезень, цветень, снегогон (апрель) — априлий — (латинское слово, от глагола aperire- открывать), оно указывает на открытие весны. Древнерусские имена месяца апреля были: брезень, снегогон — ручьи бегут, унося с собой остатки снега, или еще — цветень, ведь именно тогда начинают зацветать первые деревья, расцветает весна.
Травник (май) — латинское имя дано в честь богини Маи; также, как и многие другие, оно перешло к нам из Византии. Древнерусским именем месяца мая было травный, или травень, что отражало процессы, происходившие в природе в это время — буйство трав. Этот месяц считался третьим пролетним месяцем.
Физкульминутка.
У друга мягкая и теплая ладошка
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо ,когда мы вместе рядом.
Не ссорится, не драться нам не надо!
— А сейчас, закройте ваши глаза и сюрприз, ещё одно очень интересное стихотворение любимого русского поэта. (Аудиозапись Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»)
— Узнали произведение? Может кто -нибудь нам прочитает стихотворение наизусть?
— Ребята, если бы вы были редактором, вы смогли бы поместить эти два стихотворения в один раздел журнала? А что их объединяет?
— Поэт показал два образа — два настроения.
— Такое яркое противопоставление — называется контрастом. Контраст — это резкая противоположность. Прием контраста автор использовал для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, старого и нового.
— Мне кажется, музыка А. Вивальди дополняет содержание этих стихотворений. (А. Вивальди. «Времена года. Весна»)
— Услышали звуки марта? А сейчас загляните под стол. Под вашими столами прикреплены конверты, достаньте их. В одном конверте задания для группы, остальные конверты пустые. У кого окажется конверт с заданием, тот и отвечает от группы. Задание можно выбрать. (Дифференцированные задания)
1.а) Подберите как можно больше определений к словам «весна» и «зима». Воспользуйтесь словарем синонимов. ( холодная, грозная, теплая, солнечная, расцветают цветы, волшебная и т.д.)
б) Дополнить текст пропущенными словами.
Март ________месяц года. Это _____________месяц весны. В марте всего _____ день. Автор называет весну_____________. В старину на Руси март называли____________________.
2. а) Придумайте рассказ от лица Зимы о Весне, используя следующие слова: игристая, веселая, нежная, мокрая.
б) Составить синквейн о весне.
3. а )Придумайте диалог, в котором Весна прогоняет Зиму, затем инсценируйте его.
б) Напишите глаголы, обозначающие действия весны и действия зимы.
Проверка заданий. Самопроверка письменных заданий с доски.
III. Итог урока и рефлексия.
— С каким произведением познакомились?
— Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?
— А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?
— Назовите какие приёмы, использованы автором.
— Какое настроение у вас возникло на уроке?
— За что могли бы себя похвалить?
— Понравился ли вам урок?
А теперь используя фразеологизмы, оцените свои знания по шкале успешности.
Кто считает,что он «Ни в зуб ногой», поставьте крестик внизу
«Каша в голове»- в середине
«Светлая голова»-наверху.
У кого «Светлая голова»,поднимите руки. Молодцы!
Домашнее задание из предложенных можете выбрать сами.
1) Выучить 1 стихотворение Г.Тукая
2) Составить список стихотворений Г.Тукая
3) Сочинить стихотворение о весне