Струнный квартет Quaternion представит музыку композиторов Татарстана и не только – REFLECTIONS-II. Традиции и новаторство. В Литературном музее Тукая 8 апреля состоится 3 концерт из цикла «Камерная музыка в музеях Татарстана. Возрождение. Новый век».
К юбилейному году фигуры N1 в татарской музыке, к 110-летию со дня рождения Назиба Жиганова прозвучит первое и единственное сочинение его в этом жанре – Струнный квартет A-dur, написанный ещё в годы учебы в Музыкальном техникуме при Московской консерватории имени П. И. Чайковского в 1935 году. Квартет – дипломная работа Жиганова. Благодаря ему и ряду других произведений он был сразу принят на 3 курс консерватории. Квартет существует только в рукописном варианте и никогда не издавался. Это образец одного из первых татарских квартетов, написанных в контексте классико-романтических традиций и обогащённых при этом национальным своеобразием музыкального языка.
Третий струнный квартет Айрата Ишмуратова был создан в апреле 2010 года. Сам композитор считает, что этот квартет стал новым шагом в его композиционном опыте: «это, наверное, самая зрелая композиция, которую я когда-либо делал на данный момент. Как и на большую часть моей музыки, на нее повлияли великие русские композиторы, такие как Чайковский, Мусоргский и, очевидно, Шостакович, которые были моими кумирами в течение последних десяти лет моей жизни, с тех пор, как я провел докторское исследование о его жизни, когда заканчивал аспирантуру в университете. Монреаля. В этом квартете вы можете найти счастье, народные танцы, грусть или трагедию, а также жизненное волнение и ностальгию — все, что заставляет нас чувствовать… чувствовать эмоции, какие бы эмоции вам ни нравились в данный момент, заставляет думать… думать, что черное, что белый, что хорошо, что плохо, но определенно не оставляет равнодушным… и я считаю, что то, о чем должна быть Музыка…».
Говорят, что музыке оказалось суждено вернее всего привести человека к тому состоянию сатори, которое когда-то было идеалом дзэн. В сотворении музыкального сатори непредсказуемую роль может сыграть композитор-женщина… София Губайдуллина.
Художники, как считает Губайдулина, бывают двух типов: одни плывут в существующем русле искусства, другие продолевают это русло. Или, по отношению к нации: «бывают художники, которых делает нация и которые сами делают нацию». София Губайдулина принадлежит уже сейчас к художникам, которые «сами делают нацию» и не только русскую или татарскую, но – всеобщую нацию людей. Особый звуковой мир в сочинении с зашифрованным именем-монограммой Баха “Reflections on the theme B‑A‑C‑H” (посвящение Струнному квартета Брентано, 2002) завершит этот концерт!
А ещё всех зрителей ожидает сюрприз от квартета Quaternion и Эльмира Низамова – именитого молодого композитора, лауреата Республиканской премии имени Мусы Джалиля, Члена союза композиторов России, автора мюзикла «Алтын Казан» и оперы-легенды «Кара Пулат».