ТАТ РУС ENG

Утегенова Карлыга (Уральск) Возрождение и сохранение наследия Габдуллы Тукая в Уральске

rn
rnИстория Уральского (с 1995 г.), выросшего до Евразийского (2007 г.), центра Габдуллы Тукая — это прежде всего история возрождения и сохранения наследия Габдуллы Тукая в Уральске.
rnУральск — удивительный город. У него особая аура, особый энергослед в ноосфере, оставленный савроматами, гуннами, аланами, кипчаками, а также великими русскими, казахскими, татарскими писателями, поэтами, композиторами, музыкантами, певцами, актерами, побывавшими здесь, выросшими или сформировавшимися в этом краю.
rnЭто поэтическая родина Габдуллы Тукая — основателя современного татарского литературного языка, родоначальника современной татарской литературы.
rnТатарская слобода Уральска, жители которой в основном вышли из Заказанья, со своими песнями, народными традициями, обычаями, устным народным творчеством, языком, своим имамом Красной мечети, своим мударрисом медресе «Мутыйгия», двумя журналами и газетой представляла миниатюрный Татарстан в Казахстане.
rnВ этой среде формировался Габдулла Тукай. Но его считали только татарским поэтом. Такой подход значительно снижает его поэтическую значимость в глазах народов, сужает масштабы его творчества. Фактически Габдулла Тукай является выразителем передовых идей, мыслей, чаяний многих народов евразийского пространства, ибо в этом евразийском городе активно интегрируются татарская, казахская и русская культуры. В этой среде Тукай формировался как символ евразийства.
rnОднако долгие годы об уральском периоде жизни и творчества поэта умалчивалось и недоговаривалось. В Казани память о Тукае живет не только в художественных произведениях, но и в граните, бронзе. К сожалению, этого нельзя было сказать об Уральске, являющемся, по сути, второй родиной поэта.
rnОбеспокоенные сохранением памяти о Тукае, энтузиасты открыли в Уральске Центр его имени. В первом составе Уральского центра Г. Тукая: председатель — Р. А. Абузяров, заместитель по организационным вопросам — Н. X. Хабибуллина, по научно-методической работе — 3. И. Туаева. Центр Тукая был открыт 23 декабря в зале областной филармонии в присутствии татар города Уральска. На второй день в областном краеведческом музее состоялось открытие зала Тукая, который оформили из материалов запасников краеведческого музея и экспонатов, которые принесли татары.
rnС созданием в Уральске Центра Габдуллы Тукая отношение к памяти поэта стало меняться.
rnМожно отметить важные вехи в деятельности этого центра. 1996 год был объявлен годом Тукая, и в Уральске прошли торжества, посвященные 100-летию приезда будущего поэта в наш город: в областном музее открыли зал Тукая, начались съемки видеофильма «Тукаевские места в Уральске», немало было проведено теле- и радиопередач, опубликовано статей. Были задействованы областные и городские управления культуры, русский и казахский драмтеатры, филармония, Институт культуры и искусств, художественная самодеятельность татарского общества.
rnВ последующие годы Центром ведется интенсивная работа по возрождению и сохранению памяти Тукая.
rnЦентр Тукая провел пять международных научно-практических конференций, посвященных Тукаю, на которых участвовали видные ученые из Казани, Уфы,  Москвы, Санкт-Петербурга, Алматы, Бишкека, Актюбинска, Китая и др. Ведущая роль тукаевской тематики рассматривалась в докладах филологов, философов, педагогов. В мае 2011 года планируется проведение шестой конференции.
rnВ преддверии первой конференции «К истокам евразийской культуры, посвященной Г. Тукаю» в Уфе издана книга «Истоки, ислам: вероучение, мораль, культура», в которой в основном показана исламская цивилизация, послужившая ступенью в творчестве поэта.
rnГлавная задача второй конференции — положить начало возрождению памяти о Г. Тукае в Уральске в самых различных видах искусств, привлечь к этому современных поэтов, художников, музыкантов, представителей фото-, кино-, телеискусства, заложить начало созданию памятника Тукаю в Уральске, музея поэта и т. д. Давняя мечта Центра Тукая создать уральскую тукаениану удачно реализовалась в двух (в Уральске и Казани) выставках картин на общую тему «Уральский мир Тукая», приуроченных к этой конференции. Из Казани, из Академии наук Татарстана, благодарственные письма за сохранение памяти о Тукае прислали областному и городскому акиматам, маслихату, ЗКГУ, Союзу художников, художественным школам, дирекции 21-ой школы. Во всех письмах отмечалась деятельность Центра Тукая.
rnВ июне 1996 г. выездная сессия Исполкома Всемирного Конгресса татар в Шымкенте своим решением одобрила деятельность Уральского центра Габдуллы Тукая; отметила перспективность его программ, рекомендовала мировой общественности активно помогать центру в его благородной деятельности.
rn30 октября 2001 года в Уральске был открыт памятник-бюст Тукаю (скульптор М. М. Гасимов, архитекторы С. С. Айдаров, А. М. Галеев, Р. А. Вафеев). Торжество по случаю открытия памятника было приурочено к встрече казахских, русских и татарских писателей, посвященной актуальным вопросам современности, литературного процесса конца XX — начала XXI века. Участие известных писателей, литературоведов и критиков придало этому важнейшему для Уральска культурному мероприятию особую значимость. Долог и труден был этот путь, но недаром столько много трудились почитатели таланта Тукая, чтобы этот день состоялся. Сегодня, когда прошло около десяти лет с этого знаменательного дня, можно с полной уверенностью говорить, что сквер Тукая стал любимым местом встреч молодежи, отдыха горожан.
rnСледующим этапом деятельности Центра Тукая было создание музея Тукая.
rnВ музеях Уральска хранится достаточно большой материал о татарах, одном из активных этносов, обеспечивающих высокий уровень экономической, культурной и духовной жизни города. С изменением концепции областного историко-краеведческого музея зал Тукая закрыли. После его закрытия зал великого татарского поэта открыли в музее «Старый УральскЪ», где проводились встречи с татарской общественностью и жителями города. И наконец музей Тукая открылся в доме Мутыгуллы Тухватуллина.
rnОткрытию музея Тукая предшествовала сложная многолетняя работа, связанная с вложением материальных и финансовых ресурсов. Благодаря настойчивой деятельности Уральского центра Г. Тукая выделено 47 миллионов тенге на реставрацию дома Тухватуллиных и создание в нем музея Г. Тукая. Областной акимат по указанию Н. А. Назарбаева выделил 6 квартир жильцам этого дома. Выделенные деньги тратились экономно и по назначению. Но предприниматели для строительства музея вкладывали много и из своих личных средств. Теперь это народный музей, который существует на средства Р. У. Хайруллина и других предпринимателей.
rnНаряду с созданием музея поэта велась интенсивная работа по реставрации исторической Красной мечети в Татарской слободе. Именно благодаря этой мечети и медресе «Мутыйгия» Тукай и сформировался как великий поэт татарского народа.
rnОснована мечеть в 1871 году. Это прекрасное архитектурное завершение старинных зданий Татарской слободы, вместе с церквями придающее особый колорит Уральску. Мечеть действовала до 1930 года, затем до 90-х годов прошлого века в здании мечети располагались в разное время ссыльные, стройучасток, дом инвалидов, ремесленное училище, общежитие СПТУ. Бездушное разграбление этой святыни смог остановить только бизнесмен Р. У. Хайруллин, который, не имея финансовой поддержки и рискуя многим, приступил к реставрации мечети. Сегодня слух горожан Уральска радует напевный голос азаншы Красной мечети.
rnИдейным вдохновителем и основателем Евразийского Центра Габдуллы Тукая, его председателем является доктор педагогических наук, профессор Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова Разак Абдрахманович Абузяров. Он организатор всех мероприятий, связанных с возрождением имени Габдуллы Тукая в Уральске. Великий энтузиаст по изучению уральского периода жизни поэта.
rnПодвижнический труд, неутомимость профессора Р. А. Абузярова снискали ему глубокое уважение.
rnБлагодаря его энергичности Центр занимает самую активную позицию в общественной и культурной жизни Приуралья. Профессор доказал, что Г. Тукай как поэт тюркоязычных, исламских народов Российской империи оказал большое влияние на формирование первых советских писателей этих народов, показал и влияние татарской культуры, татарского языка на их культуру.
rnБогатый материал о Тукае в Уральске и работе Центра Тукая по возрождению этой памяти дается в книге Р. А. Абузярова и 3. И. Туаевой «Уральск в судьбе Тукая».
rnВсе эти годы Центр верен своей цели — пропаганде жизни и творчества великого татарского поэта, который как мастер пера, журналист и мыслитель сформировался именно в Уральске, ставшем его второй родиной. Деятельность Центра Тукая (и прежде всего Р. А. Абузярова) можно считать поистине масштабной: десятки статей в местной и татарстанской печати, выступления по радио, по телевидению, участие в Тукаевских чтениях здесь и в Казани, в научных конференциях. Это и Тукаевские праздники, подготовка и выпуск трех видеофильмов, проведение крупных театрализованных представлений для общественности города в театре, внеклассные мероприятия в школах №1, 11, 27, 36, 21, в студенческих группах, написание дипломных работ по методике развития речи, организация 3-х выставок учащихся детской художественной школы в Уральске и на тысячелетии города в Казани. Апогеем этой работы стало установление памятника Г. Тукаю в одном из скверов Уральска, возрождение из руин Красной мечети. В этом главным образом заслуга Р. А. Абузярова.
rnУчастие в работе Центра Тукая заставило Р. Абузярова расширить свой научный творческий диапазон: наряду с чисто методическими работами (Тукай в школе) он стал заниматься историей города, историей религии, историей евразийства, литературоведением.
rnВ начале деятельности Уральского центра Габдуллы Тукая многие не верили, что проект возрождения памяти Тукая как евразийского поэта, проект возрождения памятных мест, связанных с именем поэта, реален. В газете «Республика Татарстан» даже вышла статья под названием «Мечта профессора Абузярова». Время доказало, что та «мечта» осуществилась. Безусловно, для ее претворения в жизнь понадобилось вложение огромных моральных и материальных сил, времени.
rnЕвразийский центр Габдуллы Тукая, созданный для возрождения и сохранения памяти о жизни и творчестве Тукая в Уральске, в ходе своего становления расширил уральский мир Тукая, вывел далеко за пределы татарского мира.
rnrn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

rn rn

rn

rn rn

rnrn

Комментарий язарга


*