ТАТ РУС ENG

Абузяров Разак (Уральск) Влияние исламского ренессанса на развитие культуры тюркских народов

rnВостребованность книги «Исламский ренессанс: Коран, Наука, Этика, Просвещение, Культура», актуальность проблемы влияния исламского ренессанса на развитие культуры тюркских народов, в частности татарского народа, вызвана усилением пропаганды некоторых кругов Запада против ислама, клеветой на ислам. Мусульман называют варварами, дикарями, пятницами. Тогда как именно ислам сохранил для Европы богатейшую древнегреческую литературу, а христиане подожгли уникальную Александрийскую библиотеку, обвинив в этом мусульман. Инквизиторы сжигали не только книги ученых (Коперника, Галилея), но и их самих (Джордано Бруно).
rnИ наоборот, в Багдадском халифате, в мусульманской Испании, не жалея на это денег, скупали редкие книги, собирали огромнейшие библиотеки, создавали дома ученых. Школы, библиотеки были бесплатными, читателям при входе в библиотеку давали бумагу и ручки. Европейские ученые, студенты, врачи и даже монахи изучали арабский язык как язык науки и выезжали на учебу в города мусульманской Испании. Европа стала послушной ученицей у арабов. В результате сформировалась богатейшая исламская цивилизация.
rnПримерно такое же явление наблюдалось и на евразийском пространстве. Благодаря исламскому ренессансу произошли большие изменения у народов, принявших ислам и живущих на территории улуса Джучи (старшего сына Чингисхана), начиная с города Коялык (на территории Алматинской области), включая Великую Булгарию, в лучшие годы простиравшуюся от Каспийского моря до Ледовитого океана.
rnПроследим влияние исламского ренессанса на примере Волго-Уральского региона.
rnДух исламского ренессанса в Волго-Уральском регионе с принятием ислама в 922 году хорошо сочетался с тюрко-татарским духом и способствовал процветанию здесь мощного государства Великая Булгария.
rnОбразование, градостроительная культура, военное строительство подняли мощь государства настолько, что полчища монголов, захвативших ряд русских княжеств, трижды были полностью разбиты защитниками города Булгар. И только через 13 лет, собрав огромные силы, призвав более десятка монгольских царевичей, монголы захватили и дотла сожгли город.
rnИ благодаря исламу, после официального принятия его ханом Золотой Орды Берке, и укреплению связей с Египтом, как птица Феникс, поднялся из пепла и отстроился еще более мощный город, а также была возведена столица нового, Казанского, ханства — Казань. (2).
rnВоенные укрепления, архитектура вызвали восторженные отзывы русских после взятия Казани. А по образцу главной мечети Казани Кул-Шариф, причем, как пишут, теми же зодчими, на Красной площади в Москве был построен собор Василия Блаженного, которым восхитился царь и до настоящего времени не перестают восхищаться многочисленные гости Москвы.
rnСтолетия гонений на татар после падения Казани, преследования мусульман, насильного крещения, закрытия мечетей, мектебов и медресе не смогли вытеснить татарский дух благодаря исламу. Многочисленные восстания татар и башкир, зачастую возглавляемые имамами, вынудили изменить отношение властей к исламу.
rnИ только указы Екатерины Второй, разрешающие строить мечети, запрещающие преследовать мусульман, помогли возродить ислам. За это благодарные татары уважительно называли Екатерину Вторую «Эби-патша» («Матушка государыня»). Примечателен факт: когда власти Казани попросили Екатерину Вторую запретить возведение высокого минарета мечети «Марджани», императрица ответила мудро: «Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своей воле, потому что небо не входит в мои владения».
rnЗначительные возможности возрождения ислама открывает джадидское движение (3). У истоков его стоял Исмаил-бей Гаспринский. Начав с введения нового, звукового метода обучения чтению, джадидизм постепенно стал добиваться реформы и в других областях жизни, боролся за внедрение в повседневную практику современной культуры.
rnВ основе своей деятельности джадидисты исходили из учения средневекового философа Ибн Рушта, лекции которого слушали многие европейские ученые, а также из работ татарских мыслителей Ш. Культяси и Ш. Марджани.
rnДжадидисты выступали за равноправие татар с русским народом.
rnДжадидизм очень разнообразен. Есть направления, ограниченные только введением светских дисциплин. Особенно отличается джадидизм молодой мусульманской интеллигенции. В джадидистах много от Пророка, это самоотверженность, пассионарность, отрицание косности, формализма, лицемерия. Выдающийся вклад джадидизма — отказ от вооруженных методов борьбы, развитие исламской цивилизации, исламской мысли. Наступило время, когда можно и нужно победить мировое зло духом, верой, любовью, разумом, культурой.
rnБольшой Джихад (борьба с низменными наклонностями за нравственное возвышение души) более велик, чем Малый Джихад, то есть вооруженная борьба (4). В джадидизме переплетаются темы ислама, евразийства, межкультурного и межцивилизационного диалога.
rnЗначительную роль в перестройке татарского образования сыграли представители старшего поколения просветителей Ш. Марджани, X. Фаизханов. Их идеи легли на благодатную почву.
rn«Татарин, не умеющий писать и читать, презирается своими земляками и, как гражданин, не пользуется уважением других», — писал профессор Казанского университета К. Ф. Фукс.
rnОсобый этап в развитии татарской культуры начинается с революции 1905-1907 годов, благодаря которой были открыты на татарском языке газеты и журналы (21 и 12 соответственно), медресе и мектебы (779 и 8117 соответственно), издавались книги (по 2000 в год тиражом 2,5 миллиона экземпляров).
rnСреди просветителей активно трудились татары, выпускники Сорбоннского и Казанского университетов. Здесь обсуждали проблемы «Восток-Запад», переосмысливали роль и место ислама в жизни общества (5). Только благодаря религии татары в течение многих веков не распались, не потерялись и не исчезли как нация. Оформилось также и новое толкование понятия «нация». До этого под нацией понималась нация пророка Ибрагима (мусульмане, магометане). Теперь же это нация одного народа, говорящая на одном языке, имеющая национальную литературу. Но при этом, как заявляют ученые, нация и религия должны поддерживать друг друга.
rnЗаки Валиди, Гаяз Исхаки признавали, что в обществе появилась сила, способная соперничать с религией. Это разум и самостоятельная мысль. Но консолидирующая сила ислама сохранилась. Все прекрасные традиции воспитания, присущие исламу, должны сохраняться (Заки Валиди). Через «прекрасную нравственность ислама» татары должны стать культурной ветвью тюрко-мусульманского мира.
rnТатарская интеллигенция предлагала новую для России модель обновления российской государственности, которая ставит русских и мусульман на позиции формального равенства (И. Гаспринский). Ислам был воплощением социальной общности татар. Нет какого-либо тормоза на пути к культурному развитию, препятствия, мешающего мусульманину стать в ряд культурных европейцев (Г. Баязитов). Религия становится средством самозащиты и сплочения всего общества.
rnГоворя о соотношении религии и науки, ислам призывает людей использовать хотя бы часть своих неограниченных возможностей, добиться цели и даже подняться до невообразимых высот. Светская наука и светская жизнь не должны противостоять религиозной нравственности (М. Бигиев).
rnЭто было «взлетом интеллектуальной мысли мусульманского духовенства и интеллигенции, стремительным развитием религиозного образования на базе синтеза богословия и светских знаний, обновлением российского ислама в целом.
rnЭто был период интенсивных поисков, когда ислам не только не ограничивал, но, напротив, раздвигал границы общественного сознания, побуждал мусульман к интеллектуальной, социальной, общественной активности». Центрами формирования   духовной, научной, творческой и политической активности были известные медресе Казани, Уфы, Оренбурга и других городов, работавшие по джадидскому методу. Участвовали в этом процессе Р. Фахретдинов, Заки Валиди, Муса Бигиев и другие (6).
rnТак татарская религиозная и светская мысль развивала идеи исламского ренессанса.
rnПодобный взлет исламского ренессанса особенно востребован в настоящее время, когда некоторые западные ученые, политики, журналисты говорят и пишут о непреодолимости конфликта между Западом и исламским миром. В этих условиях особенно важно довести до молодежи правду об исламе всеми современными средствами пропаганды, просвещения. Исламский ренессанс необходимо рассматривать в системе евразийского ренессанса, который ориентирован не только на все евразийские страны, в первую очередь ЕврАзЭС, но и на формирование евразийского духа, который помог народам бывшего Союза победить в Великой Отечественной войне. Эти идеи нуждаются в практической поддержке президентов и правительств стран, системой науки, культуры и образования стран СНГ.
rnЧто же касается возрождения — легализации ислама после распада Союза, то об этом обстоятельно пишет А. Б. Юнусова в докладе «О так называемом «возрождении ислама» в России» (6). Уже само название его, взятое в кавычки слово возрождение, говорит о неутешительном состоянии проблемы.
rnТак что решение проблемы исламского ренессанса в наше время — задача архисложная. Она требует включения в этот процесс как теоретиков, так и практиков в самых различных областях знаний.
rnОб этом мы говорили на Всемирном Форуме духовной культуры в Астане. Наши идеи перекликались с выступлением Олжаса Сулейменова на Форуме, развернутые в ЮНЕСКО на круглом столе. На совместном заседании Всемирного Форума духовной культуры и 16-ой сессии Ассамблеи народов Казахстана были приняты рекомендации, обязывающие представителей всех государственных органов реализовать идеи межнационального и межконфессионального согласия, толерантности, начиная с премьер-министра республики на высшем уровне и с акимов областей на областном уровне. Теперь очень важно эту информацию широко пропагандировать, донести до министров образования, культуры, областных руководителей образования и культуры, каждого учителя. Необходимо опираться на конституционное право каждого человека на объективную информацию, в особенности на правдивую информацию об исламе, исламском ренессансе. Об этом мы писали с президентом татарских и башкирских НКЦ Республики Казахстан Т.А.Каримовым в обращении к участникам саммита глав государств — членов ОБСЕ.
rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Абузяров Р. А., Туаева З.И. исламский ренессанс: Коран, Наука, Этика, Просвещение, Культура. — Уральск, 2010.
rn2.    Измайлов И., Хамидуллин Б. Ислам в Золотой Орде. — Казань, 2008.
rn3.    Абдуллин Я. Г. Джадидизм как этап развития татарского просветительства // Очерки истории татарской просветительской мысли. — Казань, 2000.
rn4.    Нуртазина Н. Д. Ислам в истории средневекового Казахстана. — Алматы: Фараб, 2000.
rn5.    Мухамметшин Р. М. Ислам в татарской общественной мысли начала XX века // Очерки истории татарской общественной мысли. — Казань, 2000. — С. 160-188.
rn6.    Юнусова А. Б. О так называемом «возрождении ислама» в России // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. — Оренбург, 2002. — С. 65-80.
rn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни rnбагланышлар//Г.Тукай тууына 125 ел тулуга багышланган халыкара rnфәнни-гамәли конференция материаллары. — Казан, 2011) rn

rn


rn

rn rn

rn

rn rn

rn

Комментарий язарга


*