ТАТ РУС ENG

Хайретдинова Э. «Габдулла Тукай – великий татарский поэт» (Работа над произношением на основе текста в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I, II вида)

Хайретдинова Эльмира Монировна – учитель русского языка и литературы и индивидуальной работы. ГБС(К)ОУ «Елабужская школа-интернат I, II вида»


Индивидуальные  занятия по развитию речевого слуха (РРС)  и формированию произносительной стороны речи (ФПСР) проводятся в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I, II вида. Эти занятия направлены на развитие слухового восприятия учащихся (восприятие, опознавание, распознавание, различение слов, фраз, текстов), а также формирование произношения  учащихся, что включает в себя постановку, коррекцию, автоматизацию, дифференциацию звуков.  В рамках слова, фразы ведется работа  над всеми сторонами произношения – над дыханием, голосом, звуками и их сочетаниями, над словесным и логическим ударением, орфоэпией, темпом речи и  интонацией.

Индивидуальное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 5 классе

Тема: Текст «Габдулла Тукай – великий татарский поэт». Работа над произношением на основе текста.

Цель:

1. Восприятие слов, фраз, предложений и незнакомого текста на слух.

2. Работа над слитностью произношения, над словесным и логическим  ударением. Работа над дифференциацией  звуков к-х на основе текста.

3. Воспитание интереса к чтению произведений татарских писателей.

Оборудование: портрет поэта, иллюстрации к  сказкам, книги, компьютер

— Какой сейчас урок?

— Спроси меня, что мы будем делать? (Мы будем слушать, отвечать на вопросы, говорить).

I. Повторение.

1. Работа над речевым дыханием. (слайд)

— Когда говоришь, дыши правильно.

а_о_у_и_э_ы       

а о у и э ы

—  Скажи протяжно на одном выдохе.

— Скажи кратко.   

— Составь краткое предложение со словом дети.    

— Составь длинное предложение.

— Ты умеешь составлять  короткие и длинные предложения.

2. Тема «Разговорно-обиходная речь». (слайд)

Предъявление предложений на слух, работа над правильным дыханием.

— Послушай и повтори. Дыши правильно.

Я умыва’юсь пе’ред сном.// У’тром я де’лаю заря’дку,/ умыва’юсь,/ причё’сываюсь,/ убира’юсь.// Одева’юсь/ и иду в шко’лу. //

— Ты все слышал. Ты правильно дышал.   

3. Тема «Учёба».

РРС. Фразы на развитие слухового восприятия.

— В каком классе ты учишься?

— Сколько сегодня уроков?

— Какой урок первый?

— Какой урок последний?

— Сколько уроков по расписанию завтра?

— Правильно отвечал на вопросы, короткие предложения говорил слитно.

II. Работа на новым материалом.

Работа с текстом «Габдулла Тукай – великий татарский поэт». Восприятие текста на слух.

— Сегодня будем читать текст о Габдулле Тукае. Посмотри, это портрет

Г. Тукая. Слушай внимательно. Правильно говори звуки к-х.

Текст «Габдулла Тукай – великий татарский поэт».

Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Он родился 26 (двадцать шестого) апреля 1886 (одна тысяча восемьсот восемьдесят шестом) году в деревне Кушлауч. В четыре года он стал сиротой, и его воспитывали  чужие люди. Габдулла с детства любил читать стихи и сам рано начал писать стихи на родном языке. Габдулла Тукай написал много произведений для детей. Его сказки «Шурале», «Водяная», «Коза и баран» знают многие, а его стихи «Ребёнок и бабочка», «Кошка-озорница», «Забавный ученик», «Родной язык» ребята учат наизусть.

Габдулла Тукай умер в двадцать семь лет. В городе Казани есть памятник Г.Тукаю.

— Что ты услышал?

2. Пересказывание услышанного.

— О ком этот текст?

3. Восприятие текста слухо-зрительно целиком и  по фразам.

— Послушай ещё раз.

— Перед тобой книги Г. Тукая – это сказки и стихи. Эти книги написаны для детей. Они все с  рисунками. Давай посмотрим.

4. Работа над словарём.

— В тексте есть трудные слова, которые я подчеркнула. Посмотри на экран.

Поэт – человек, который пишет стихи;

Великий татарский поэт – известный поэт, его все знают;

Стал сиротой – остался без родителей;

Воспитывали – растили, смотрели, ухаживали;

На родном языке – для Тукая родной язык – это  татарский.

Кушлауч- название деревни.

5. Постановка ударения.

— Я читала, ты слушал.

— Сейчас будем читать вместе. Поставь в предложениях ударение.

Гадулла с детства любил читать стихи и сам рано начал писать стихи на родном языке. Габдулла Тукай написал много произведений для детей.

III. Закрепление.

1. Восприятие вопросов на слух.

— Кто такой Г.Тукай?

— Где родился Тукай?

— Кто воспитывал Габдуллу?

— Какие сказки написал Тукай?

2. Продолжи предложения. Восприятие слухо-зрительно.

Габдулла  с детства любил читать стихи и сам рано начал писать …

Тукай написал много произведений …

3. Распознавание предложений из текста на слух. (Фразы даются  на слух, затем слухо-зрительно, затем на слух).

— Повтори.

Габдулла Тукай — великий татарский поэт.

Он родился в деревне Кушлауч.

В четыре года стал сиротой, его воспитывали чужие люди.

4. Восприятие фраз на слух о творчестве Г. Тукая.

— Какие сказки и стихи Габдуллы Тукая ты знаешь?

— Какая сказка тебе нравится?

— Ты хорошо работал сегодня, а сейчас мы с тобой посмотрим мультфильм  «Ребёнок и бабочка» по стихотворению Габдуллы Тукая.

IV. Итог.

— Ты внимательно слушал, правильно отвечал на вопросы, правильно говорил короткие и длинные предложения, говорил с правильным ударением. Хорошо говорил звуки к-х. Понял текст и верно отвечал на вопросы. Чтобы хорошо знать Тукая, надо читать его стихи и сказки. Я советую,  взять в библиотеке сказку Габдуллы Тукая «Водяная».

— Спроси меня, как я говорил? (Ты говорил хорошо.)

— Ты доволен? (Я доволен.)

— Попрощайся.  (До свидания.)

www.gabdullatukay.ru

 

Комментарий язарга


*