ТАТ РУС ENG

Арсланова Миляуша (Стерлитамак) Воспитательная роль произведении Габдуллы Тукая (на примере "Су анасы" и "Шурале")

rn rn

rn

rnС произведениями великого татарского поэта я познакомилась ещё в детстве. Моя бабушка Ситдикова Гульямал Бикмулловна рассказывала нам сказки на ночь, так я узнала о Юсуфе и Зулейхе, Алдаре и Зухре, Лейле и Меджнуне, Кисекбаше. Если мы были непослушны, то она говорила, что нас заберет к себе Водяная — Су анасы. Мы, конечно, боялись. Она говорила, что нельзя брать чужие вещи, если у них нет хозяина, то он все равно найдется, не бывает бесхозных вещей. Однажды я спросила, откуда она знает эту сказку. Бабушка ответила, что когда-то в 30-ые годы приезжали артисты в деревню (Кугарчинский район, деревня Бсянчино Республики Башкортостан) и ставили эту пьесу, а автора зовут Тукай. Если уж мы баловались и не давали говорить ей, она напоминала о Шурале. И отец всегда смеялся над нами, если у нас были длинные ногти. «У Тукая есть Шурале в Кырлай, а у нас дома ты, наверное, будешь Шурале», — говорил он. На Шурале не хотелось походить, и мы, конечно же, быстренько состригали ногти.
rnВ школе я узнала произведения Габдуллы Тукая: «Су анасы», «Шурале». Бабушка говорила, что мальчика звали Гали, а у Тукая он-то без имени. Так народ по-свойски именовал главного героя. В детстве часто мы хотим иметь то, что есть у других детишек: красивые игрушки, вещи и т.д. Но то, что нас научили при помощи «Су анасы» — не трогать чужое, не брать то, что лежит на стороне, — сыграло определенную психолого-педагогическую роль. Трудно в младшем возрасте научить «не брать чужое» (имеется в виду украсть), но, если есть страх, что за совершение недозволенного наступит кара, хотя бы в лице Водяной, значит, ребенок огражден от этого. Украсть и попросить поиграть — две совершенно разные вещи. Мы-то знаем, что мальчик не спрашивал никакого дозволения брать золотой гребень: ему понравился золотой предмет. Конечно, мы понимаем, что «Су анасы» можно рассказывать ребенку не в 1 и не в 2 года. Чуть по–старше, годиков в 2,5 дети уже начинают понимать категории «попросить поиграть» и «украсть». Из своего опыта (воспитываем 3 детей в возрасте 13, 11 и 3 лет) могу отметить, что некоторые родители не приучают детей отличать эти две категории, часто даже поощряют вторую, говоря: «Ох, какой молодец, у нас нет денег, чтобы купить, но ты не растерялся, а отобрал, (вернее украл) у этого слабака». В младшем возрасте эта проделка, конечно, пройдет без последствий, поругают, пожурят, не свои, так воспитатели, родители того «слабака». Но скоро наступит младший школьный возраст: ребенок крадет понравившиеся ручки, карандаши, пеналы. Доходит даже до того, что из сумки учителя — деньги! (К сожалению, в наше время во всех школах наблюдается такое поведение детей из неблагополучных семей.) Родители не могут «объяснить», почему произошло такое?! А должны! Можно объяснить болезнью (есть такой вид болезни, фобии). Но в таком случае учитель должен быть в курсе и всегда быть внимательным к данному ученику.(Случай, в общем, один к тысячи.) В остальных — это ошибка родителей и учителя. Ведь пишет Тукай:
rnСу анасыннан котылгачтын, тынычлангач, әни
rnИ орышты, и орышты, и орышты соң мине!
rnМин дә шуннан бирле андый эшкә кыймый башладым,
rn«Йә иясе юк!» — дип, әйберләргә тими башладым.
rnВ «Шурале» есть очень интересные моменты, об одном я уже упоминала (правила гигиены). Помним, что один джигит встретил Шурале в лесу ночью. Делаем вывод, что в ночное время нельзя ходить в незнакомые, отдаленные места одному и говорить с незнакомыми или малознакомыми людьми. Часто детишки любят щекотать друг друга, а Шурале говорит, что его любимое занятие — это щекотать людей до смерти. Щекотать тоже нужно в меру, что отмечено и нашей физиологией. Человек, особенно ребенок, не может смеяться безудержно долго, это стресс для нервов. Отметим смекалку парня, он смог выпутаться из этой истории, значит, находчивость всегда помогает в безнадежных ситуациях. Находчивость, выживаемость — это отличительная черта человека из простого народа, которой так не хватает в наш век техногенных рывков. Я читаю своей младшей дочери сказки Тукая, как делала моя бабушка, и объясняю ей вечные истины, так присущие нам, башкирам, тата¬рам: не брать чужое, быть уважительным в отношении к пожилым, не теряться в незнакомых ситуациях, беречь себя и своих близких.
rnВ народе (у башкир, татар) произведения Тукая воспринимаются как свои, народные, родные. Несмотря на то, что нас от Габдуллы Тукая отделяет целый век, его произведения бессмертны, они и сегодня не утратили свою значимость. Они универсальны и в воспитании (педагогике) и в языкознании.
rnrn

rn

rn(Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)
rn

rn


rn

Комментарий язарга


*