ТАТ РУС ENG

Гайнутдинова Альбина (Казань) Семантико–стилистическая функция субстантивов

rn

rnТворчество Г. Тукая изучала и изучает целая плеяда выдающихся исследователей, таких, как X. Усманов, Г.Халит, И.Нуруллин, Р.Башкуров, Н.Лаисов, Т.Галиуллин, Н. Хисамов, Р. Ганиева, 3. Рамиев и др. У истоков изучения творчества Г. Тукая стоит крупный татарский ученый Джамал Валиди. Он первым в татарском языкознании и литературе попытался восстановить полную биографию поэта, начал изучать тематику творчества Габдуллы Тукая и в какой-то степени и его поэтический язык. Спустя некоторое время исследования в данном направлении были продолжены такими татарскими языковедами, как Ф. Хакимзянов, В. Хаков, Ф. Хисамова, И. Баширова, Ф. Нуриева и др.
rnХудожественная выразительность языка Тукая изучается с самых различных сторон, начиная с лексики и фразеологии и кончая анализом стилистических особенностей и функций отдельных языковых средств. Все же сушествует необходимость расширения исследований о языке Габдуллы Тукая с максимальным охватом соответствующего языкового материала.
rnНастоящая статья посвящена анализу семантико-стилистической функций субстантивированных прилагательных и причастий на материале языка поэтических произведений Габдуллы Тукая. Анализ этих функций позволяет выявить некоторые стилистические возможности субстантиватов, использованных поэтом в его произведениях.
rnИзучение семантико-стилистических функций субстантивированных прилагательных и причастий в поэтическом языке Г. Тукая дает возможность в некоторой степени дополнить те данные о специфике художественного мастерства великого поэта, которые имеются в лингвистических и литературоведческих исследованиях, посвященных языку и стилю Г. Тукая.
rnЭкспрессивно-изобразительные функций субстантиватов в поэзии Г. Тукая отличаются значительным разнообразием. Эти субстантиваты не только характеризуют предметы и лица, но и указывают на отношение говорящего (автора или героя) к предмету или лицу и могут служить средством стилизации речи.
rnНаиболее разнообразными являются функций субстантиватов лица. Слова данной группы характеризуют людей по физическому состоянию или возрасту, по социальной принадлежности, по психологическим признакам, указывают на оценку лица в эмоциональном плане, характеризуют лиц по действиям и способам их совершения, дают обобщенную характеристику лиц. Среди них выделяются:
rnа) слова, выражающие физические качества лица: Аһ, гөнаһым шомлыгы, бу кучеры бик тын тагын, Җырламыйдыр бер матурның балдагын йә калфагын! («Пар ат»). И матур! мин янмас идем — яндыручы булмасаң («Син булмасаң!»). Аңладыңмы, и гүзәл! Йә җаным бул, йә җанымны ал … («Юк итәрсезме?»);
rnб)    слова, выражающие лицо по умственному признаку: Голүмлә дөньяи дотды япон, нәмсә, французлар; Җәһаләт гафләтилә йоклаганмызлар без аңсызлар («Голүмең бакчасында»). Гөл кеби сүзләр чәчәбез акчалы ахмакка без («Әхлаксызлык»);
rnв)    слова, выражающие лицо по положению в обществе: Тәмле булганга гаҗәпләнмә бу байлар ашлары, Күп вакыт борчы, тозы — мискин гидайлар яшьләре («Толстой сүзләре»). Бу начар өйнең эчендә икмәге юк ярлы бар («Яхшы хәбәрләр»);
rnг)    названия лиц, примыкающих к определенному лагерю, к сообществу: Ләкин Думага кем тулар? Фәкыйрь халык өмидләре. Өзелмәсме, тулып уңнар? Думага тулсалар уңнар … ! (…). Думада җиңсәләр суллар, Агар «ирек» дигән сулар … («Кайгыру»). Сез, и чалмалылар, безне моңарчы йокыда тоттыгыз … («Японияне мөселман итәчәк галимнәр кайда?»);
rnд)    слова, выражающие лицо по поведенческому признаку, по черте характера, по признаку, определяющему личность: «Ул Гомәрдән курка шайтаннар» дигән төсле Рәсүл, Бер карашың иң шома ялганчыны сүздән тыя («Мөхәрриргә»). Өстериләрме шаяннар җепкә таккан бер кәгазь? Нәрсәдер бар, ул һөҗүмен бер дә юкка эшләмәс! («Мияубикә»).
rnБольшинство субстантивированных прилагательных и причастий, обозначающих лицо, употребляются в поэтическом языке Г. Тукая в прямом номинативном значении, т. е. указывает на тот основной признак, который закрепился за данной лексикой в общенародном языке. Вот типичный пример употребления субстантиватов лица в стихотворении «Кылычлы»:
rnАфисиант күп талашмый китте миннән,
rnИке данә кылычлы янга килгән.
rnВыбор наиболее подходящего слова из определенного синонимического ряда является, как правило, одним из ведущих приемов создания образности и выразительности художественной речи. В поэзии Г. Тукая использованы многочисленные субстантиваты, образующие синонимические ряды, каждый член которого употребляется в строгом соответствии с идейно-художественным замыслом поэта.
rnСубстантиваты-синонимы отличаются друг от друга оттенком значения, сферой употребления, стилистической окраской: Бу дөньяда өч кешедән ихтираз: Бере сукыр, бере аксак, бере таз («Сукыр»). Һәркемгә дә бирелмәгән мондый бәхет; Ятим калган сабыйлар бар, бәхетсезләр, Ата-анасы вафат, җирсез һәм йортсызлар («Кышкы кич»),
rnОсобый интерес представляют синонимические ряды, выражающие эмоциональную окраску лица: Яшьле күзле, моңланганнар вә зарлылар, — Яшь балалар! аларны сез яратыгыз, Җылы сүзләр әйтеп, сөеп юатыгыз! («Кышкы кич»).
rnСубстантиваты могут находиться в синонимических отношениях с обычными существительными иrnприлагательными: Нәрсәгә каптырмачы, әфьюнчыга «Карга» язу? Ах, мие чергән чүбек баш, ах, ишәк, ахмак, дурак! («Ник? Нигә?»).
rnВ поэтическом языке Габдуллы Тукая используется также антонимия субстантивированных прилагательных и причастий как одно из средств усиления выразительности речи: Син, бәрәңге! Кил, бәрәңге, ашым; Син генә тәмләртәсең бар ярлылар, байлар ашын («Авылда авырып яту»). Ашыкмакта һәркем дә, Артыннан куган төсле; Барчасы бергә шунда — Бай, ярлы, эшсез, эшле («Тәүлек»). Сукранам мин, кар арасыннан карый да ай көлә, Мин фәкыйрь михнәттә — гүя чарлагыннан бай көлә! («Буран»).
rnЯркие обличительные характеристики даются путем двойных антонимичных сопоставлений: Көчле, көчсез, ярлы, бай булды һаман да бер аңар («Хөрмәтле Хөсәен ядкяре»).
rnСубстантиваты могут находиться в контекстном противопоставлении с обычными существительными и прилагательными: Без сугышта юлбарыстан кәйлебез, Без тынычта аттан артык эшлибез («Олугъ юбилей мөнәсәбәте белән халык өмидләре»).
rnВ текстах Г. Тукая преобладают субстантиваты-антонимы, характеризующие лицо по противоположным психологическим и социальным признакам {бәхетле — бәхетсез, акыллы — ахмак, бай — ярлы, фәкыйрь, ачлар): Тилмереп торса бу ачлар, безгә бәйрәмнән ни ямь?! («Көзге җилләр»). Бармы ачларга сынык икмәк атучы бәндәләр? (…). Ярлыга ярты тиен артса — җылаучы бәндәләр, Күзгә, ачларны аяп, төкерек сылаучы бәндәләр. Күп, шөкер! («Бәндәләр»). В целом характеристики нищих, обездоленныхrnпреобладают над характеристиками представителей обеспеченных слоев населения, причем субстантиваты, описывающие бедных, носят сочувственный эмоциональный оттенок.
rnИтак, анализ семантико-стилистических функций субстантивированных прилагательных и причастий в поэзии Габдуллы Тукая подтверждает значительные возможности использования данных единиц в специфическом виде художественной речи, каким является поэтическая речь. Субстантиваты в поэтическом языке Тукая выполняют разнообразные экспрессивно-изобразительные функций; занимая сравнительно скромное место среди обычных существительных, субстантиваты в поэтическом языке Тукая служат одним из важнейших средств, характеризующих лицо. Анализ семантико-стилистических функций субстантивированных прилагательных и причастий в поэтическом языке Габдуллы Тукая свидетельствует о значительных возможностях, которыми обладают эти группы слов в плане обозначения и характеристики разнообразных предметов мысли, в плане конкретизации и обобщения при описаниях, при вариациях эмоциональных оттенков текста.rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Габдулла Тукай. Шигърият теле. Язык поэзии. Словарь: в 2 кн. / К. Р. Галиуллин, Р. Н. Каримуллина. — Казань: Магариф, 2009.
rn2.    Тукай Г. Сайланма әсәрләр: 2 томда / Габдулла Тукай. -1 т.: Шигырьләр, поэмалар / Төз.: Н.Хисамов, З.Мөхәммәтишы. — Казан: Татар. кит. нәшр., 2006. — 271 б.
rn3.    Тукай турында замандашлары: истәлекләр, мәкаләләр һәм әдәби әсәрләр җыентыгы. — Казан: Татар. кит. нәшр., 1960. — 295 б.

rn(Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

Комментарий язарга


*