ТАТ РУС ENG LAT
Халык Тукайны олылый, бөекли, инде әллә ничә буын аңа иман китереп, күңелен түгә. Ни өчен? Хикмәт нәрсәдә? Һәр милләт, һәр халык — кавеменең исәбе-санына, җиренең зурлыгы-киңлегенә...

Ахметова Дина (Казань) Разнообразие стилистики образа Су анасы в современном изобразительном искусстве

rn
rnВ творчестве Габдуллы Тукая одним из самых ярких является образ Су rnанасы, духа воды. Образ Водяной был навеян поэту воспоминаниями детства.rnСделать фольклорный сюжет темой стихотворения ему подсказала поэзия А. rnПушкина и М. Лермонтова, «обрабатывавших сюжеты народных сказок, rnрассказываемых народными сказителями в деревнях» писал Габдулла Тукай в rnпримечании к поэме «Шурале». Тукай так описывает Водяную:
rn«…ведьма водяная ноги свесила с доски!
rnЗолотым блестящим гребнем над зеркалъною водой
rnКосмы ведьма продирает, прядью тешится седой» (3, 3).

rnЭтот образ ведьмы бытовал в поверьях казанских татар. Каюм Насыри rnприводит следующее описание Су анасы: «Су-анасы, как показывают сами rnслова, есть существо женского пола, ибо по-русски означает „водяную rnмать»… Еще надобно заметить, что су-анасы бывает иногда видима rnнечаянно подошедшему к воде татарину в образе женщины, чешущей себе rnгребнем волосы — видима и днем, и ночью. Болыпе ничего не могу о ней rnсказать…» (2). Су анасы («мать воды»), в мифологии казанских, rnзападносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы), карачаевцев rn(суу анасы) — дух воды. У татар Су анасы — разновидность духов су иясе rnпредставлялась в человеческом облике. У Су анасы есть муж, су бабасы rn(«водяной дед»), и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она rnмоет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям Су анасы rnпоказывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты (другому духу, rnживущему у воды), волосы гребнем. Считалось, что Су анасы может наслать rnзасуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые rnпошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У rnтобольских татар Су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, rnзлых духов, за ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образеrnстарухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами rnсчитались золотые вёдра или золотая гребёнка (1, 514). Таким образом, Суrnанасы представлялась ведьмой, старухой, несущей зло человеку, главной rnее особенностью был золотой гребень, которым она расчесывала волосы. rnТукай, в лице маленького мальчугана, укравшего у Водяной золотой rnгребень, учит юного читателя правильной морали:
rn«С той-то взбучки материнской научился я добру.
rnЕсть хозяин или нету — ввек чужого не беру» (3, 12).

rnТукай отразил в своем стихотворении важную мысль: человек должен rnсосуществовать в гармонии с окружающим миром, не нарушать заведенный в rnнем порядок и тогда зло не коснется его.
rnЗримый, емкий образ Водяной, живший в культуре народа, не сразу нашел rnсвое визуальное решение. У татар не было изобразительного искусства и rnоблик Су анасы существовал только в воображении народа, не было канона, rnхотя изначально Водяная изображалась уродливой старухой, как собственно rnона и представлялась в преданиях. Очевидно, что воплощенное зло не моглоrnбыть привлекательным. Ярким образцом такой Су анасы являются rnиллюстрации замечательного графика-реалиста Байназара Альменова (Обложкаrnкниги Г. Тукая «Су анасы». 1968 г. Б.акв.). Пучеглазое, похожее на жабуrnчудовище, с космами волос, лягушачьими руками — вызывало активное rnнеприятие, брезгливость. Альменов создал, если можно так выразиться, rnконкретный образ духа воды, живущем на дне речном.
rnПозднее стилистика образа начинает трансформироваться. В иллюстрациях rnТавиля Хазиахметова к стихотворению Тукая появляется соблазнительный rnобраз Водяной, с длинными, струящимися как вода волосами. Зло становитсяrnнеожиданно привлекательным образом молодой девы, стихией воды. rnГрафичность линейного силуэта подчеркивает плавность текущей воды.
rnВ последние годы образ Су анасы становится самостоятельным сюжетом в rnразличных видах изобразительного искусства. Скульптура Игоря Башмакова rnукрашает улицу Баумана в Казани (установлена в 2000 г.). Являясь частью rnфонтана, Водяная как бы оказалась в настоящей водной стихии. Су анасы rnпредставлена мастером молодой девушкой с ломким, хрупким силуэтом, rnсидящей на камне, волосы ее водорослями свисают в воду, а золотой rnгребень она будто обронила, о чем-то задумавшись.
rnВ технике батика был создан образ Су анасы художницей из Набережных rnЧелнов — Лилией Мустафиной-Хазиевой. Яркой татарской красавицей rnпредстает перед нами Водяная. Являясь стихией воды, она переливается rnвсеми оттенками синего, сливаясь с растительными формами, образующими rnтатарский орнамент.
rnНа стыке декоративного и изобразительного искусства работает известный rnмастер из Нижнекамска Ахсан Фатхутдинов. Его панно «Су анасы и Шурале» rnобъединило героев двух произведений Тукая. Языческая образность rnусиливается применением в оформлении работы резных элементов из дерева. rnМы видим Водяную уже в образе русалки, чья маленькая фигурка почти rnтеряется на фоне огромных ветвей дерева, растущего на берегу реки. Эти rnдва персонажа — Водяная и Шурале — часть огромного мира природы, потому rnих и нельзя назвать главными героями панно. Су анасы, сидящая на rnогромной ветке, кажется трогательно незащищенной девочкой, такую героинюrnлегко обидеть, что собственно и произошло в стихотворении Тукая.
rnЯзыческое отражение образа Су анасы стало, пожалуй, доминирующим в rnтворчестве современных художников. В первую очередь, здесь нужно rnотметить работу Марии Кильдибековой, замечательного мастера гобелена. ЕеrnСу анасы — это языческий идол, повелительница стихии, в которой rnотразились и небо (его образами стали птицы), и земля (ее символы — rnкорова и крестьянка), и сама вода (знаки воды — ее обитатели — рак и rnрыба). Дух воды поддерживает свод небесный, расцвеченный радугой. rnПримитивистский стиль, в котором выполнен гобелен, только подчеркивает rnизначальность образа, его незыблемость как символа природы.
rnВ примитивистском стиле решен образ Су анасы Альфией Ильясовой. Ею был rnрасписан холст в виде свитка (для проекта «Хабар»). Вытянутая фигура rnВодяной также напоминает языческого идола. Глаза у Су анасы от восточнойrnкрасавицы, а тело — рыбье. Красочный и загадочный образ обрамлен rnзвездами, превращая его в декоративный элемент работы.
rnК абстракция приближается образ Су анасы у художника Булата Гильванова. rnМерцающий красками дух воды отвернулся от враждебного ему города. Это неrnсоблазнительная дива, а растворившаяся в пространстве, тревожащая rnзрителя мать воды.
rnСовершено абстрактлым предстает перед нами Су анасы в работе немецкой rnхудожницы, уроженки Казани Нины Геллинг. Ее Водяная — декоративная rnстихия, как сама природа. Голубые тона воды ярко контрастируют с rnоливковым, красным и желтым, символизирующим землю.
rnТаким образом, Су анасы — языческий дух из тюркского фольклора, нашел rnразнообразное стилистическое воплощение в изобразительном искусстве — отrnреализма до абстракции. Общим, что объединяет столь непохожие образы, rnможно назвать мысль о том, что дух воды — это часть природного rnпространства, которое требует уважительного к себе отношения, и мысль rnэта была выражена Тукаем в его замечательном произведений «Су анасы».rn

rn

rn
rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М Мелетинский. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — 736 с.
rn2.    Насыри К. Приметы и поверья казанских татар. Татарская электронная библиотека. — [Электронный ресурс].
rn3.    Тукай Г. Водяная: Сказка в стихах: для дошк. и мл. шк. возраста / rnГ. Тукай; Пер. с тат. Р. Бухараев; Худож. В. Карамышев. — Казань: Татар.rnкн. изд-во, 1985. — 12 с: цв.ил.
rn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn
rn

Комментарий язарга


*