ТАТ РУС ENG

Гали (Галиуллин) Булат (Женева) Изображение исторических личностей в поэзии Г.Тукая

rn rn

rn

rnИстория народа принадлежит поэту.rn

rn

rnА.С.Пушкин.rn

rn

rnДля достижения глубины в изображении своей эпохи, духовногоrnпотенциала, философии времени необходимо не только наличие таланта и литературногоrnокружения, но и знание жизни, деятельности знаменитых людей прошлого иrnнастоящего, внесших определенной вклад в интеллектуальное развитие нации. Сrnэтой точки зрения судьба одарила Тукая проницательностью и чуткостью в оценке иrnдеятелей прошлого, и настоящего. На первый взгляд может показаться, чтоrnвынесенная тема в тукаеведении изучена довольно основательно. В своих научныхrnтрудах освещению образов исторических фигур, выведенных в поэзии Тукая, уделялиrnвнимание М. Гайнуллин, Г. Халит, X. Усманов, Н.Юзеев, Р.Нафиков, Р. Танеева,rnЗ.Рамеев и многие маститые ученые. При этом каждая историческая эпохаrnвысвечивала героев в соответствии со своей идеологической доктриной. Меняютсяrnценностные приоритеты, открываются новые факты, детали, убеждающие в неисчерпаемостиrnнаследия Тукая. Ибо само понятие «историческая личность» весьма ёмкое иrnнеоднозначное. Разве не являются историческими такие великие литературныеrnкумиры Тукая, как Шекспир, Гёте, Гейне, Шиллер, Толстой, Пушкин, Лермонтов,rnперед которыми наш поэт преклонялся, считая их своими учителями, наставниками иrnв какой-то мере единомышленниками. Почти в самом начале своего творческого путиrnТукай написал стихотворение «Пушкину» (1906 г.), сохраняя все особенности жанра оды:rn

rn

rnЯ с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворения… rn

rn

rnБог столько сил вложил, исполнил вдохновения!rn

rn

rn(пер. С. Ботвинника)rn

rn

rnОн не скупится на эпитеты в выражении своего отношения кrnвеликому русскому поэту:rn

rn

rnБраво, Пушкин Александр, ты поэт непревзойденный rn

rn

rnЯ подстатъrnтебе в отваге устремленной.rn

rn

rn(пер. В. Валиевой)rn

rn

rnИ в последний год своей жизни он снова с особым почтениемrnвспоминает наиболее близкие и дорогие для себя имена: Жуковский, Лермонтов,rnПушкин, Толстой. 28 марта 1913 года он перекладывает в поэтические строкиrnфилософские размышления Л. Толстого («Слово Толстого»).rn

rn

rn…Никто не клялся, поживши в труде и скромности свой век, rn

rn

rnПорой кровавыми слезами за роскошь платит человек.rn

rn

rnНе удивляйся разносолам и вкусной снеди богачей, rn

rn

rnОни заправлены слезами всех обездоленных людей…rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой)rn

rn

rnСвидетельством многогранности таланта, кругозора, широтыrnмышления Тукая является и тот факт, что он выводит не только положительныеrnфигуры своего времени, но и отрицательные персонажи. Наиболее нагляднымrnпримером является образ турецкого султана-диктатора Абдулхамита («Габделхэмит»,rn1909), правившего Турцией около 30 лет. Тукай показывает, как историяrnнаказывает таких людей:rn

rn

rnЯма вырытая тридцать лет слишком уж глубока, rn

rn

rnВот и твой Хамит сам же туда и бухнул… rn

rn

rn(подстр. перевод)rn

rn

rnДействительно, Тукай был не только гением поэзии, но иrnпублицистом, журналистом, историком, философом, общественно-политическимrnдеятелем, дипломатом своего времени и народа.rn

rn

rnТукай своим справедливым отношением к людям заслужил высокуюrnоценку «Туры Тукай». Его врагами на всю жизнь оставались равнодушие иrnнесправедливость. Ярким тому примером является его стихотворение «Редактору»,rnопубликованное в журнале «Альгасрель-джадид» (1906, №8) и перепечатанное вrnгазете «Фикер» (1906). Стихотворение обращено к Камилю Мотыйги, издателю журналовrn«Альгасрельджадид», «Уклар», газеты «Фикер», который с конца 1905 годаrnподвергался несправедливой и разнузданной критике со стороны реакционныхrnрелигиозных фанатиков.rn

rn

rnНе изменяй себе, редактор, пусть хоть безбожником клеймят; rn

rn

rnЗа то, что ты их кормишь медом, тебе подливают яд.rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой)rn

rn

rnОн посвящает ряд стихотворений татарским ученым и писателям,rnкоторые внесли существенный вклад в развитие национальной культуры. Высшимrnдостижением творчества Тукая, бесспорно, является ода «Шихаб хазрет» (1913).rnЕсли он в ряде стихов и в прозе «Стеклянная голова» (1906), «Пояснение кrnрисунку» (1906), «Хаджи» (1906) и др. высмеивает невежественных представителейrnдуховенства, которые своими неприглядными делами, аморальностью дискредитируютrnислам, искажают Коран и не заботятся ни об интересах народа, ни о повышенииrnуровня знаний шакирдов. Таким деятелям от религии Тукай противопоставляетrnШихаба Марджани (1818-1889), истинного богослова, философа, историка,rnпросветителя, члена общества археологии, истории и этнографии Казанскогоrnимператорского университета. Труды Марджани положили начало научному освещениюrnистории татар и тюркских народов.rn

rn

rnКогда как хвост собачий, был у нас имам, rn

rn

rnЕго слова законом были нам: rn

rn

rn— Такой-то говорил вот так и делай так! rn

rn

rnКогда повелевал мулла, невежда сам, rn

rn

rnНашелся, наконец, здесь цельный человек, rn

rn

rnЧтобы оценить, понявши, — трудный человек rn

rn

rnЧтобы показать огонь познанья у татар.rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой) rn

rn

rnПеред признанным во всемrnмусульманском мире передовым  rnмыслителем,   ученым-богословом   поэт склоняет свою голову.rn

rn

rnВ одном порыве нация, весь наш народ rn

rn

rnОтметит в скоростиrnхазрята сотый год, rn

rn

rnПускай он умер, но до Страшного суда rn

rn

rnДела его пребудут, имяrnне умрёт.rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой) rn

rn

rnИменно таким, по мнению Тукая,rnдолжен быть истинно религиозный деятель. Он гордится тем, что и у татар естьrnчеловек, «поднявшийся, как дым, над зажженным очагом знаний», что даже, признавrnего авторитет, «противники былые чтят его, целуя ему руки». В стихотворенииrn«Памяти господина Мухаммедзагира» (1908) основополагающей идеей являетсяrnнедооценка современниками людей, внесших ценный вклад в развитие национальнойrnкультуры. Речь идёт о Бигиеве Мухаммедзагире (псевдоним Загир Бигиев),rnпередовом для своего времени просвещенце, писателе и публицисте. Он являлсяrnавтором первых реалистических детективных романов «Тысячи, или КрасавицаrnХадича», «Великие грехи». По итогам поездок по Средней Азии им были написаныrnпублицистические заметки «Путешествие по Междуречью». Это произведение,rnсодержащее размышления автора о тюркских культурах, памятниках истории, об ихrnсовременном быте, было опубликовано лишь в 1908 г. Можно предположить,rnТукай написал свою оду после ознакомления с саяхатнамэ Бигиева. Философские,rnэтические раздумья Тукая о смысле человеческой жизни выходят далеко за рамкиrnоценки деятельности отдельно взятого человека:rn

rn

rnПервым шагнул ты и первым к свету пути проторил rn

rn

rnС болью, сrnтревогой, с отвагой наши пороки раскрыл rn

rn

rnПусть утверждают ты умер, нет, ты неrnзнаешь конца rn

rn

rnИмя твоё сохранилась, славное имя борца.rn

rn

rn(пер. Р. Морана) rn

rn

rnКак уже отмечалось, исключительноrnмногообразна галерея исторических образов в поэзии Тукая. В соответствии с ихrnдеяниями на благо народа различен и подход поэта к их образам. Так, вrnстихотворении «Государственной думе» он первым из татарских поэтов развенчалrnсозданную царём Думу, показав её беспомощность и неспособность к решениюrnназревших проблем в обществе. В этом сатирическом стихотворении молодой поэтrnраскрывается как гражданин, как политик, имеющий право высказываться от имениrnнарода, и не только татарского. Недоверие зачастую выливалась в иронию. Поrnвоспоминаниям современников, поэт неплохо относился к Садри Максуди (1978-1957)rnкак к учёному и политику, но не скрывал своего иронического отношения к егоrnдеятельности как депутату Госдумы, что чувствуется по поэме «Сенной базар, илиrnНовый Кисекбаш» (1908).rn

rn

rnДругой: «Пусть Максуди в столичной Думеrn

rn

rnВопрос поставит, может быть, обсудят.rn

rn

rnКто тут без нас ему шары бросает?rn

rn

rnПускай он там для нас вопрос решает».rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой) rn

rn

rnБесспорно, что наиболее близкими к Тукаю являютсяrnнациональные исторические деятели, внесшие свой вклад в развитие образования иrnсамосознания родного народа. Таковыми для поэта являются поэты прошлых лет УтызrnИмяни, Суфи Аллаяр («Наши стихи»), Г. Исхаки («Кто он?»), угадывается его образrnи в стихотворении «Гению».rn

rn

rnМарсии «Светлой памяти Хусаина» (1912), «Ещё одноrnвоспоминание» (1912), посвещенные Хусаину Ямашеву, активному деятелюrnреволюционного движения, издателю первой социал-демократической газеты «Урал»,rnдали повод разговорам о симпатии Тукая к большевистскому движению. Основуrnсвоего мировоззрения он выразил еще в стихотворении «Пушкину», говоря: «Твояrnвера, твои взгляды — да моё-ли это дело?», мне думается, что Тукай именно так иrnподошёл к личности Х.Ямашева, который для своего времени был человекомrnпередовых взглядов, но Тукая интересует не мировоззрение, а внутренний мир X.rnЯмашева.rn

rn

rnДа разве можем мы при жизни достойным должное воздать, rn

rn

rnПока, чтоб с нами объясниться, бедняга просто не умрет?! rn

rn

rn(пер. В. Думаевой-Валиевой) rn

rn

rnТукай даёт высокую оценку человеческим качествам Хусаина,rn(«он для людей не знал различий, как будто бы их вовсе нет»), назвав Ямашеваrnсамым человечным человеком, святейшим из святых, сравнивая его с ярким весеннимrnсолнцем и луной. В стихотворении «Ещё одно воспоминание», Тукай пишет:rn

rn

rnКогда же ко мне благородный мой друг подходил rn

rn

rnКазалось, луна в полнолуние спускалась в мой дом…rn

rn

rn(пер. В. Звягинцевой.)rn

rn

rnИсторические фигуры, «существующие» как живые в поэзииrnТукая, способствуют не только более глубокому осмыслению внутренней сущностиrnпоэта, но и дают представление о культурно-исторической жизни общества в началеrnXX века.rn

rn

rnМне хотелось бы завершить статью словами великого мыслителяrnВ. Г. Белинского, которые как нельзя лучше подходят к Тукаю. Поэты «принадлежатrnк вечно движущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, надrnкоторой застала их смерть, но продолжающимся развиваться в сознании общества».rn

rn

rn rn

rn

rnЛИТЕРАТУРАrn

rn

rn1.         Гали Б. Т.rnТатарская художественная литература и публицистика начала XX века какrnисторический источник. — Казань: Изд-во Казан ун-та, 2007. — 332 с.rn

rn

rn2.         Гали Б. Т.rnЭволюция татарской общественно-политической мысли в литературе и публицистикеrnна рубеже ХIХ-ХХ вв. — Казань: Ихлас, 2009. — 216 с.rn

rn

rn3.         ГайнуллинrnМ.Х. Тукай и жанр оды в татарской литературе // Габдулла Тукай. — Казань:rnТатар, кн. изд-во., 1968. -243 с.rn

rn

rn4.         Нафигов Р.rnИ. Наш Тукай. — Казань: Фикер, 1998. — 168 с.rn

rn

rn rn

rn

rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәниrnбагланышлар//Г.Тукай тууына 125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәлиrnконференция материаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

rn rn

rn

Комментарий язарга


*