ТАТ РУС ENG

Сайдашева Земфира (Казань) Г.Тукай и творчество татарских композиторов

rn
rn

rn

rnПроблема «Тукай и музыка» неоднократно поднималась в татарском rnмузыкознании. Среди первых, кто уделил внимание этой теме, можно назватьrnкомпозитора Дж. Файзи, выступившего на сессии, посвященной 60-летию rnвеликого поэта ещё в 1946 году (1). Через 30 лет эта тема вновь rnпрозвучала на праздновании 90-летнего юбилея поэта в выступлении rnмузыковеда М. Нигмедзянова (2). Эти авторы рассматривали творчество rnпоэта преимущественно в связи с татарским фольклором, отвечая больше rnпроблеме «Тукай и народная музыка». Через 20 лет рамки этой проблемы rnбыли значительно расширены в брошюре «Тукай и музыка» музыковеда Р. rnИсхаковой-Вамбы (3), приуроченной к празднованию 110-летия поэта. В ней rnавтор в популярной форме осветила данную тему с разных сторон. rnВо-первых, она раскрыла значение народной музыки как в жизни поэта, так иrnв его творчестве  (поэтическом и  публицистическом).
rnВо-вторых, заметное внимание в работе уделила отражению произведений Г. Тукая в народной и профессиональной музыке.
rnКазалось бы, что данная проблема, рассматриваемая на протяжении 65 лет, rnуже устарела и исчерпала себя. Однако, на мой взгляд, она будет rnрассматриваться периодически и с высоты меняющейся временной дистанции. rnЛюбая проблема вечна для познания. И какие бы толкования она ни rnполучала, всегда остается возможность для выявления все новых и новых rnособенностей, раскрывающих такие стороны, которые ускользали от взора rnпрежних толкователей. Этому способствуют также следующие причины:
rn1)    появление нового поколения композиторов, обращающихся к rnпроизведениям Г. Тукая, и в связи с этим рост числа соответствующих rnпроизведений;
rn2)    многообразие подходов к творчеству поэта;
rn3)    привнесение композиторами как в образ Г. Тукая, так и в его поэзиюrnсобственного мировоззрения, индивидуального опыта и вкуса.
rnВ настоящее время в обращении татарских композиторов к самому поэту и rnего творчеству можно выделить три линии. К первой линии отнесём rnпроизведения, посвященные памяти великого Г. Тукая. Ко второй — rnпроизведения, созданные по мотивам творений поэта, преимущественно rnсказочной поэзии. Третью линию составляют вокальные произведения, rnсозданные непосредственно на его поэтические тексты.
rnПервая линия наиболее ранняя и берет свое начало ещё с rnдореволюционных времен. Речь идет о легендарном «Марше Тукая» первого rnтатарского пианиста Загидуллы Яруллина. В работе Р. Исхаковой-Вамбы rnприводятся воспоминания журналиста и педагога М. Яхина об исполнении rnшакирдами медресе мелодии марша с текстом стихотворения «Васыятем» («Моёrnзавещание») в день похорон Г. Тукая (3, 93). Через несколько rnдесятилетий жизнь этого марша была продлена и увековечена композитором rnН. Жигановым, переложившим его для симфонического оркестра.
rnНачало 50-х годов XX века знаменуется появлением первого такого масштабаrnпроизведения, посвященного памяти Г. Тукая, как симфоническая поэма М. rnМузафарова. Эта «память» очень ярко и наглядно выражена композитором rnдвумя основными резко контрастными по характеру темами. Энергичная, rnцелеустремленная, напористая главная тема, олицетворяющая как бы бурный rnрасцвет татарского ренессанса того времени, стремление татар к освоению rnевропейской культуры, и медленная побочная с оттенком щемящей грусти, rnнапоминающая о тяжелом детстве поэта с интонированием известной rnсиротской песни «Анам кабере янында» («У могилы матери»).
rnЛишь через несколько десятилетий к этому же жанру в отражении данной rnтемы обратилась композитор Р. Ахиярова. Её симфоническая поэма «Моңлы rnсазым» («Мой нежный саз») была приурочена к 100-летию Г. Тукая (1986). Вrnней поэт показан не просто как исторический персонаж, а как великий rnпевец своего народа, как символ, олицетворяющий его помыслы. Каждая rnтема, звучащая в   разных оркестровых тембрах, несет определенную rnдраматургическую функцию. А кульминационное проведение напева «Туган rnтел» («Родной язык») воспринимается как символ вечной жизни родного rnязыка и родного народа.
rnДля воплощения рассматриваемой темы композитор Б. Мулюков и поэт X. rnГарданов избрали совершенно иной жанр — многочастную ораторию «Тукай», rnтакже приуроченную к 100-летию поэта. Авторы стремились раскрыть в ней rnосновные этапы жизни поэта на социально-бытовом фоне, внося в ораторию rnэлементы театрализации средствами хора. Это — сутолока казанского rnбазара, бездушная атмосфера медресе (IV часть), величавость Петербурга, rnкоторый Тукай посетил незадолго до смерти (VII часть), живописная rnкартина озера Кабан (VIII часть) и т. д.
rnНа рубеже 60-70 годов композитор Э. Бакиров попытался создать оперу с rnназванием «Тукай». Однако это произведение, подвергшееся справедливой rnкритике, не было допущено к постановке. Лишь спустя почти полвека, rnспециально к 120-летию Габдуллы Тукая. была создана опера композитором rnР. Ахияровой на либретто Р. Хариса, по-настоящему отвечающая уровню rnвысоких классических образцов данного жанра. Премьера оперы с названием rn«Любовь поэта» состоялась 18 ноября 2006 года. Драматургия этого rnпроизведения удивительно продумана и носит новаторский характер. В ней rnсконцентрированы все необходимые требования к этому жанру: лаконичность,rnконтрастность, интенсивность развития. Вся линия основной идеи — rnдраматичной любви Габдуллы и Зайтуны — проходит на фоне галереи rnмузыкальных картин и подчинена принципу строгой симметрии, где основным rnстержнем служит сцена с героем на больничной койке. Сами картины в виде rnснов и воспоминаний поэта отличаются удивительным разнообразием. Они rnразвёртываются на фоне народно-бытовой сцены базара с выкриками rnпродавцов (I картина), рабочего дня ре-акции газеты «Алислах» (II rnкартина), сказочного леса Шурале (III картина), празднования Науруза (IVrnкартина), вечера в «Восточном клубе» (V картина), пристани у парохода rn«Меркурий» (VI картина). Р. Ахиярова умело обогащает их использованием rnтанцевальных жанров: пляска медвежьего поводыря на базаре танцы лесной rnнечисти, канкан в клубе и т. д. Сквозное развитие получает основная идеяrnоперы, выраженная в противопоставлении двух начал: рок (в образе rnГазраила и его свиты) и стремящийся к счастью обречённый поэт. rnКомпозитору великолепно удается отразить эти противоположные силы двумя rnконтрастными музыкальными комплексами, со своими ладоинтонационными, rnритмическими, гармоническими, тембровыми особенностями. Главным rnдостоинством данного произведения является мелодическое богатство rnмузыкальной речи, многогранность музыкального языка. Р. Ахияровой rnудалось создать удивительно коммуникабельную музыку, направленную к rnчувствам простых слушателей.
rnНынешний юбилей ознаменовался появлением нового произведения молодого rnкомпозитора Эльмиры Галимовой «Зәйтүнәкәй» (по пьесе Рабита Батуллы), в rnкотором она вновь обращается к драматичной любвиrnГ. Тукая и Зайтуны, но раскрывает её сквозь призму женского образа. rnОсобенно импонирует то, что автор в отражении данной темы обратилась к rnзабытому жанру музыкальной драмы, самостоятельность и жизнеспособность rnкоторой доказал ещё незабвенный С. Сайдашев. К сожалению, с усилением rnпроцесса политизации искусства в 30-х годах прошлого века, развитие rnэтого «отсталого» жанра было намеренно приостановлено в пользу «более rnразвитой» оперы, хотя әти два вида музыкального искусства могли бы rnразвиваться параллельно, абсолютно не мешая друг другу. Очень хочется rnнадеяться, что это возвращение Э. Галимовой столь любимого для rnтатарского слушателя жанра станет примером для других композиторов.
rnДанное направление воплощения памяти Г. Тукая получило отражение в менееrnмасштабных произведениях. Здесь можно назвать Третий струнный квартет rn«Памяти Г. Тукая» Р. Калимуллина, удостоенный в 1987 году первой премии rnна международном конкурсе имени Вебера в Германий, а также песни Л. rnБатыр-Булгари на слова Ф. Гизатуллиной «Кушлавыч Тукай каеннары» и «Син,rnизге Кырлаем».
rnВторая линия — линия воплощения сказочных сюжетов Г. Тукая — rnпредставлена разными жанрами: музыкально-сценическими, хоровыми, rnсимфоническими, инструментальными. Композиторам особенно пришелся по rnдуше образ Шурале. Только с этим н-званием были созданы балет rnФ.Яруллина, оратория И. Якубова, фортепианная пьеса А. Ключарева. Образ rnсказочного владыки леса был, по-видимому, близок и самому Г. Тукаю, ибо rnон часто подписывал свои сат-рические статьи этим псевдонимом.
rnСамую широчайшую известность из всех произв-дений этой линии получил rnбалет Ф. Яруллина. Удивл-ет, что композитор создавал этот балет во времяrnго-подства в республике установки на создании оперы. Именно в этом rnпонималось тогда «ускоренное развитие профессионального музыкального rnискусства». Все композиторы-студийцы (М. Музафаров, Н. Жиганов, М. rnЛатыпов, Ф. Яруллин) были вынуждены раб-тать над оперой, хотя не были rnготовы к её созданию. В результате их произведения того времени в этом rnжанре не отвечали уровню классических образцов и имели в итоге короткую rnсценическую жизнь. Не спасли и попытки некоторых авторов позднее создатьrnновые редакции. В то время начинающим композиторам ещё трудно было rnосвоить основные средства классического оперного жанра. Полностью rnотсутствовал опыт гармоничного синтеза пения и симфонического развития rnна основе сценического действия. Вполне вероятно, что талантливый Ф. rnЯруллин внутренне уже тогда осознал и понял эти сложности и наперекор rnустановкам «сверху», оставив работу над оперой «Зульхабира», rnпереключился на создание балета «Шурале» — первого и единственного rnпроизведения, завоевавшего мировую славу и получившего столь долгую rnжизнь.
rnЧем же определяется столь ошеломительный успех этого произведения ещё rnсовсем юного композитора? На мой взгляд, он был предопределен в первую rnочередь яркостью, остротой драматургическогоrnразвития, а главное, богатством мелодического дарования Ф.Яруллина. Он rnвеликолепно почувствовал смысловое значение вокалъного ощущения мелодии,rnеё широты, естественности развертывания, особенно в лирических сценах rnгероев и бытовых сценах, которым он противопоставил в качестве антитезы —rnтемы инструменталъного характера фантастических персонажей. Музыка rnбалета подлинно симфонична. А симфонизм, как известно, и является rnискусством высоких обобщений. Пластичная по своей природе музыка rnудивительно тесно сливается с танцем, хотя созданию балета совершенно неrnпредшествовала работа композитора над освоением танцевальных форм. Для rnтатарской музыки это было новым явлением, если не считать использования rnнескольких танцевальных номеров в музыкальных драмах С. Сайдашева.
rnК 70-летию татарского поэта на сцене Татарского театра оперы и балета rnсостоялись премьеры ещё двух произведений на сказочные сюжеты Г. Тукая: rnбалета Э.Бакирова «Су анасы» (1957) и балета Р. Губайдуллина «Кисекбаш» rn(1958). Однако сценическая жизнь этих произведений была не долгой. Не rnувенчалась успехом и повторная постановка балета Э. Бакирова в 1971 годуrnв обновленной редакции. Основные причины неудачного воплощения этих rnпроизведений Г. Тукая состоят в перегруженности либретто многочисленнымиrnновыми персонажами, в отсутствии стройной линии драматургического и rnсимфонического развития, ярких мелодических характеристик, излишней rnкалейдоскопичности музыки и т.д.
rnУдачное решение, на мой взгляд, получила поэма Г. Тукая «Шурале» в rnодноименной оратории композитора И. Якубова, созданной в 80-е годы, rnредко, к сожалению, исполняемой. Она привлекает, прежде всего, красочнымrnпротивопоставлением реальных и фантастических образов, характеризуемых вrnмузыке наличием песенности и инструментальнности.
rnДанная линия отражения сказочных поэм Г. Тукая представлена и rnсимфоническими произведениями в творчестве композиторов разных rnпоколений. Если Н. Жиганов свою симфоническую поэму «Кырлай» приурочил кrn60-летию великого поэта (1946), то молодое поколение в лице rnкомпозиторов Ф. Шарифуллина (поэма «Су анасы») и М. Шамсутдиновой (сюитаrn«Сказки Тукая») — к его 100-летию. Жиганов, следуя традициям русских rnкомпозиторов-кучкистов, положил начало развитию программности в rnтатарской симфонической музыке, причем её картинно-иллюстративной линии.rnЭтим композитор утвердил её содержательность и возможность воплощать rnопределённые сюжеты, мысли, идеи. Именно эта поэма стимулировала rnразвитие в произведениях последующих композиторов такие черты rnпрограммной изобразительности, как картинно-повествовательная манера rnизложения, разнообразие тембровых красок, яркость гармонических rnсопоставлений и т.д.
rnТретья линия претворения произведений великого поэта связана rnнепосредственно с поэтическим текстом Г. Тукая и отражена в разных rnжанрах вокальной музыки татарских композиторов: песнях (Дж.Файзи, rnМ.Музафаров, З.Хабибуллин, Б.Мулюков), романсах и монологах (Р.Яхин, rnР.Еникеев, М.Шамсутдинова), кантате И. Якубова; вокально-симфонических rnпроизведениях А. Монасыпова и Ш. Тимербулатова. Каждый композитор rnнаходил в стихах Г. Тукая свой особый ключ, видел свои особенные черты —rnжизнерадостные, наивно-детские, сатирические, интимно-лирические, rnэтически-философские. Особенно глубокое и новаторское решение поэзия rnпоэта получила в вокально-симфонической поэме А. Монасыпова «Тукай rnаһәңнәре» («В ритмах Тукая»), премьера которой состоялась в 1975 году, иrnв симфонии-оратории Ш. Тимербулатова «Ышаныч» («Надежда»), премьера rnкоторой состоялась в 2008 году. Выбор этими компо-зиторами данного жанраrnне случаен. Ещё известный отечественный композитор Г. Свиридов отмечал rnнеобходимость обращения к нему, ибо «союз симфонически масштабной rnмузыки, — писал он, — с пламенным поэтическим словом как нельзя лучше rnпомогает выразить болыиие идеи, отвечающие духу нашей жизни» (4).
rnУже название поэмы «В ритмах Тукая» красноречиво говорит о том, что А. rnМонасыпов обратился не только к стихам поэта, но и непосредственно к rnинтонациям и ритмам напевов книжного интонирования мусульман. В rnтатарскую профессиональную музыку они были введены композитором впервые.rnПри этом эти средневековые источники автор изобретательно и причудливо rnсинтезирует с достижениями современных выразительных средств, используя rnэлементы джазовой стилистики и необычные тембровые сочетания rnинструментального ансамбля: электрогитары, струнных, ударных, органа, rnфортепиано. Если в 7 частях данной поэмы вокальная партия дана в rnисполнении баритона, то Ш. Тимербулатов в свою симфонию-ораторию вводит rnхоровую группу, исполняющую удачно подобранные поэтические тексты rnзнаменитого классика Г. Тукая и современного поэта Р. Файзуллина. rnКомпозитор затрагивает довольно актуальную и серьезную проблему, rnсвязанную с духовной культурой татар, история которой пережила этапы rnвысокого подъема, угасания и возрождения. С большим удовлетворением rnхочется отметить, что автор смог воплотить эту тему, создав цельное, rnмонументальное произведение этико-философского плана. Именно творчество rnэтих поэтов не только способствовало детальному раскрытию основного rnзамысла произведения, но и позволило определиться во времени и rnпространстве истории татарского народа: пробуждению духовной культуры в rnпериод просветительства (I часть), скорбной памяти о национальной rnтрагедии XVI века (II часть) и эпохе возрождения духовной культуры на rnрубеже XX и XXI веков (III часть).
rnПоэзия великого поэта-классика Тукая далеко не исчерпала себя и ждет rnновых музыкальных прочтений. Будем надеяться, что для татарских rnкомпозиторов она надолго останется источником новых идей, образов, rnмотивов и настроений.rn

rn

rnЛИТЕРАТУРА
rn1.    Файзи Дж. Тукай һәм музыка // Габдулла Тукай. Шагыйрьнең тууына rnалтмыш ел тулуга багышланган гыйльми сессия материаллары. — Казан, 1948.
rn2.    Нигмедзянов М. Тукай и музыка // Габдулла Тукай. Материалы научнойrnконференции и юбилейных торжеств. посвященных 90-летию со дня рождения rnпоэта. — Казань, 1979.
rn3.    Исхакова-Вамба Р. А. Тукай и татарская музыка. — Казань, 1997.
rn4.    Свиридов Г. Высокие идеалы современности // Вечерний Ленинград. — 1966. — 15 октября.
rn

rn

rn
rn(Источник/Чыганак: Г.Тукай мирасы һәм милли-мәдәни багланышлар//Г.Тукай тууынаrn125 ел тулуга багышланган халыкара фәнни-гамәли конференция rnматериаллары. — Казан, 2011)rn

rn


rn

rn rn

rn

Комментарий язарга


*